![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08804816ee.jpg)
Мяу. Помните
я постил вские заброшенные штольни рудника "2-й Советский", общая протяжённость горных выработок которого превышает 150 км и часть из них действует до сих пор?
Ну крч, посмотрели мы на действующую часть, в т.ч. и ту, которую не показывают на экскурсиях и мифическое горное убежище на 5 тыщ человек.
Есесна всё в один пост не влезет, поэтому вот вам первая часть на 100+ фоток, а следом будет вторая.
Это схема действующей части, которую можно постить, а есть другая схема, которую постить нельзя, но я вам её не покажу.
История этого рудника берёт своё начало ещё 22 июня 1912 г., когда Горным департаментом для разработки ранее разведанного крупного свинцово-цинк-серебряного месторождения, был образован рудник "Нининский", а в будущем Дальнегорске, тогда ещё бывшим рабочим посёлком, именовавшимся по названию реки Тетюхе, позже переименованной в Рудную, немецкой фирмой "Гумбольдт" началось строительство первой обогатительной фабрики, необходимой для переработки свинцово-цинковых руд и была введена в строй в 1914 г.
До этого добычей руды в этих местах занимался известный предприниматель Ю. И. Бринер, застолбивший ещё в 1897 г. богатое месторождение в долине реки, а в 1909 г. совместно с участием иностранного капитала создал Акционерное Горно-Промышленное Общество "Тетюхе" и вывел горную добычу на более высокие объёмы, но только переработка добытой руды в то время велась в Англии. Именно поэтому теперь уже с участием немецкой компании "Гумбольдт", было решено строить фабрику при местах добычи.
Но в 1917 г. началась Гражданская война и строительство инфраструктуры рудника "Нининский" было заморожено, а после окончательного становления советской власти построенная фабрика была сдана в концессию Торговому дому "Бринер и Ко".
Спустя 8 лет, в январе 1932 г. эта концессия была аннулирована и был создан Сихотэ-Алинский Государственный полиметаллический комбинат "Сихали", который вывел горную добычу на новый уровень и славился рекордными объёмами добычи на весь СССР, вводя в работу новые рудники на разведанных месторождениях.
Так в 1934 г. вспомнили и про так и не введённый в строй рудник "Нининский", который был переименован во "2-й Советский", когда летом на площади "Восточный Партизан" было открыто богатое рудное тело и заложена его первая и ныне давно уже отработанная штольня с названием "Верхняя",
о которой я писал.
В 1936 г. штольня "Верхняя" вскрыла богатые залежи руды и с тех пор было пройдено множество новых штолен общей протяжённостью более 150 км, многие из которых постепенно соединялись друг с другом, образуя огромный лабиринт и большинство из которых уже отработаны и заброшены.
Тем не менее сам рудник "2-й Советский" действует по сей день в составе производственного объединения "Дальполиметалл" и разрабатывает рудные тела Партизанского свинцово-цинк-серебряного месторождения скарнового типа с различными структурно-морфологическими типами руд, ежегодно добывая около 300 000 тонн руды.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08805a13cb.jpg)
Ну крч вот мы уже в коридоре здания рудоуправления.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088060f3d3.jpg)
Где пройдя инструктаж по технике безопасности, получаем робу, каски, шахтные фонари-коногонки и шахтные самоспасатели, обязательные для каждого, кто спускается под землю.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088072cafb.jpg)
К слову фонари эти не простые, а с индивидуальными маячками, по которым оператор может определить ваше местонахождение в руднике за счёт расположенных по его горным выработкам датчиков.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08808117e5.jpg)
Более того, каждый фонарь можно вызвать на связь. Если он заморгал, то значит необходимо найти шахтный телефон и выйти на связь. Громоздко, неудобно, непродуктивно, джедайно.
В итоге эти фонари отправились в рюкзаки во включенном виде, а на лбу материализовались наши найткоры, трунайты, конвои и фениксы. А ваши сраные пецли у нас на ДВ не уважают.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880893bff.jpg)
Шахтный самоспасатель модели ШСС-Т.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880975c89.jpg)
Из рудоуправления по галерее воздушного перехода работники уходят на работу в рудник.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880a154f6.jpg)
Туда же отправилась наша брашка подземных туристов.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880a84490.jpg)
Вид из окна на штольню "Бункерная" на горизонте +205 метров над уровнем моря, о которой я расскажу в следующей части, а пока пошли в расположенную выше откаточную штольню "Капитальная" на горизонте +215 метров над уровнем моря, хотя при этом также расположенную глубоко под землёй в горе.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880b3ca4e.jpg)
На пути встречаем лоток, где после рабочей смены горняки моют сапоги.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880b9db0f.jpg)
Здесь находится такой двойной проход с магнитным замком. Направо проход для людей на горизонт, а прямо выход к порталу штольни, который ведёт на территорию различных цехов.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880c0e9ed.jpg)
Так он выглядит снаружи.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880d678ba.jpg)
Го.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880de0071.jpg)
Проходим изгибающуюся галерею и уходим глубоко в гору.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880e6410e.jpg)
Где проходим трое воздухоплотных ворот.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880eee1d8.jpg)
Которые никогда уже не закроются.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0880fa819a.jpg)
И выходим на горизонт с кучей развилок.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088104c011.jpg)
Доходим до посадочной платформы, где нас уже ожидал шахтный электровоз с вагончиком.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08810c6761.jpg)
Вагончик рассчитан на 12 человек.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088113d9c4.jpg)
На нём нам предстояло преодолеть с километр пути. Разок даже сошли с рельс на стрелке, но это оказалось быстро поправимым делом. Поднимали когда-нить шахтный электровоз обратно на рельсы? Я вот поднимал при помощи шпалы и ещё двух человек. Думал будет сложнее, а там всё просто.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0881209917.jpg)
И вот мы уже доехали до следующей посадочной платформы.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08816339fa.jpg)
Дальше идём пешком.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08818482f3.jpg)
Выходим к развилке шахтной подъёмной установки.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0881db60ff.jpg)
Здесь расположена подъёмная машина слепого клетьевого ствола, без которой рудник встанет.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088226e642.jpg)
Проходим блок щитовых.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088246f5c2.jpg)
И выходим в машинный зал.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088268cb46.jpg)
В котором расположена подъёмная машина.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088290ccfe.jpg)
В руднике таких две и они обслуживают два ствола глубиной 350 метров.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0882bb2feb.jpg)
Один клетьевой для подъёма людей, а второй скиповой для подъёма грузов.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0882dbd0f0.jpg)
Возвращаемся на горизонт.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883058ac4.jpg)
И движемся дальше минуя множество развилок.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088327d939.jpg)
И различных технических помещений.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08834d4ea6.jpg)
Вдоль стен проходят кабеля, подключенные к взрывозащищённым камерам.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088364c58d.jpg)
А так выглядят шахтные телефоны, расположенные в пунктах связи.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088371de6e.jpg)
Пока мы смотрели на подъёмную машину, наш электровоз уехал дальше и встал у одной из развилок, где будет ждать нас несколько часов, пока мы гуляем.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088396ae58.jpg)
Ещё одна развилка, где стоял состав с вагонетками.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883a5bfab.jpg)
Из за изгиба выработки его не видно целиком, но там штук 10 вагонеток.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883c03d7a.jpg)
А так здесь освобождают путь для прохода составов.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883c984b8.jpg)
Напоминание о контактном проводе над головой.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883d68d33.jpg)
Очередная развилка.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883e389a1.jpg)
Один путь ведёт в склад взрывчатых материалов, но туда нам нельзя, т.к. только у нескольких человек есть туда допуск, хотя вы и так все знаете как там всё обычно выглядит.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0883f1e656.jpg)
А нам в другую сторону к камере бурораздатки.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088435a4f8.jpg)
Вот эти отверстия называются шпурами, их бурят для закладки аммонала, которым подрывают забои.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08847eabf0.jpg)
Весь этот путь мы проделали к такому залу руддвора.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0884aef6fc.jpg)
Где расположена шахтная клеть, которая спустит нас на нижние горизонты рудника.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08852504a3.jpg)
Сам ствол в таком печальном состоянии. Рудник очень старый и далеко не самый лучший по сохрану среди местных рудников. Наверное даже самый удроченный.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0885031b82.jpg)
По стволу спускаемся ниже на штрек "Промежуточный", расположенный на горизонте +5 метров над уровнем моря.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08853c072a.jpg)
У въезда в клеть есть такое устройство, которое опускается, когда необходимо загнать в клеть вагонетку.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08855d9309.jpg)
Прямо у руддвора клети расположена посадочная платформа.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088587ade8.jpg)
Проходим двое вентиляционных ворот. Сам горизонт также местами сильно обводнён, как и предыдущий.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0885a00b30.jpg)
За воротами в стене вроде бы находится трансформаторная.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0885b762ac.jpg)
Развилка к старой заброшенной выработке.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088606297d.jpg)
Блок слесарной мастерской с небольшой балкой с талью для обслуживания вагонеток.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088666dae1.jpg)
В глубине одной из развилок взгляд зацепился за старый ржавый шахтный электровоз. Кстати, над головой проходит контактный провод, называемый троллеем, в котором напряжение 380 вольт. С виду он не на ходу, но в рудниках часто как раз так выглядят рабочие электровозы. В таких условиях ржавеет абсолютно всё и очень быстро.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0886790674.jpg)
Возле путей то и дело можно встретить сброшенные вагонетки.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08868cd5fc.jpg)
А это вроде бы передвижной защищённый трансформатор. Он кстати рабочий.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08869d2d8a.jpg)
Выходим к опрокидам.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0886ad8a40.jpg)
Здесь добытую руду сбрасывают в рудоспуски на нижний горизонт, куда она падая дробится на более мелкие фракции и затем поднимается на поверхность.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0886c3f3b8.jpg)
У дозатора бункера с такого же рудоспуска на более верхнем горизонте стоял ещё один электровоз.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0886f12830.jpg)
И этот уже точно действующий.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088706b0b9.jpg)
Помещение насосной одного из подъёмов для откачки с нижних горизонтов грунтовых вод, которыми богаты местные горы.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08871b091a.jpg)
И хоть мы далеко ещё не в самом низу, местами и здесь воды почти по колено.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887227d32.jpg)
А это старые лотки дозаторов рудоспусков. Они уже не используются т.к. добыча теперь ведётся гораздо ниже.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887334121.jpg)
Участки с нестабильной породой дополнительно усилены деревянной крепью.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08873cbc8a.jpg)
Вообще этот горизонт конечно больше похож на заброшенный, но это впечатление обманчиво.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088745f251.jpg)
Далее нам предстоит долгий получасовой путь по спиральному спуску на более нижние горизонты, где происходит добыча руды. Сам спуск выглядит как практически голая горная выработка, которая постоянно поворачивает по спирали с уклоном вниз.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08875b7d34.jpg)
Снова выходим к трансформатору.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08877d7322.jpg)
Восстающий ствол с кабелями, питающими трансформатор.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088790cc37.jpg)
И выходим в забой, где стоит шахтная бурильная установка.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08879a460f.jpg)
При помощи этой установки бурят шпуры на глубину в несколько метров, в которые закладываются заряды аммонала и происходит подрыв породы.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887a4e42f.jpg)
Забой, где происходят взрывные работы. После подрыва сутки оседает пыль и потом в забой направляются шахтные погрузочно-доставочные машины, которые вынимают отколовшуюся при взрыве породу и увозят к рудоспускам, где руда падает в бункеры, которые через дозаторы наполняют составы с вагонетками. Гонялись мы по спиральному спуску за этими ПДМ-ками, но в итоге догнали лишь одну и та промчалась мимо нас без остановки.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887b39f2b.jpg)
Собственно отколотая при подрыве порода.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887bd1dc0.jpg)
На протяжении спирального спуска есть несколько таких рабочих горизонтов с забоями, обслуживаемых колёсной техникой. И да, именно так выглядят самые настоящие рабочие горизонты, а не так, как вы видели выше со светом и рельсами. Здесь туда-сюда снуют погрузочно-доставочные машины, а своды покрыты копотью от выхлопных газов.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887c8e1d4.jpg)
На одном из горизонтов мы снова выходим к рельсам, где стоял состав с вагонетками под дозаторами.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887dab8ed.jpg)
После чего направляемся к клетьевому стволу, чтобы отправиться ещё глубже на 140 метров.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887ec341d.jpg)
Спускаемся по стволу ещё ниже в штрек "Приконтактовый" на горизонте -135 метров ниже уровня моря.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0887f909ff.jpg)
Вдоль него проходит аварийный ходок.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088803fe31.jpg)
А внизу виден ЗУМПФ с водой.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088821383c.jpg)
Ну чо, го.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08882dabe0.jpg)
Опять валяются вагонетки.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0888548105.jpg)
На развилке стоит очередной старый ржавый шахтный электровоз.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088877fec9.jpg)
Снова выходим к опрокидам, где из вагонеток в рудоспуск ссыпается руда на нижние горизонты.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e088888c910.jpg)
Вскоре рельсы исчезают и мы выходим в рабочие горизонты, где работает колёсная техника.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08889f204d.jpg)
Здесь мы снова видим защищённый передвижной трансформатор, а значит рядом находятся забои. Этот кстати уже не ржавый т.к. сейчас мы вышли в самые активно разрабатываемые на данный момент участки рудника.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0888a93ef9.jpg)
И в одном из забоев натыкаемся на свежую шахтную бурильную установку.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0888b7e4c9.jpg)
Которая выглядит гораздо лучше чем та, что мы видели на более верхнем горизонте.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0888d608b7.jpg)
Над ней свод усилен анкерной крепью, под которую также бурятся шпуры при помощи этой установки. При помощи неё же бурят шпуры для закладки взрывчатки и последующего подрыва породы.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08890f0c23.jpg)
Как раз в таких местах и находятся в изобилии различные минералы.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0889340b0f.jpg)
Посмотрев на рабочие горизонты, в которых откровенно кроме бурильных установок и снующих туда-сюда ПДМ-ок другой техники нет, мы отправились в очередной штрек с рельсами.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08895b29d9.jpg)
Где стоял старый ржавый состав с вагонетками.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e08897acf6e.jpg)
Набитыми всяким хламом.
![Image](https://img01.urban3p.ru/up/i/e5/f5/65e0889a51480.jpg)
Собственно на этом первую часть я кончил, продолжение
во второй. Шкряб-шкряб.