Ураган «Сэнди» ускорил работы над надувной «затычкой» для тоннелей метро
Несколько недель назад, в результате удара стихии, в Нью-Йорке оказались затоплены семь из 14 проходящих под водой тоннелей. Откачивание воды и ремонтные работы парализовали несколько веток метрополитена более чем на неделю, что естественно вылилось в немалые прямые и косвенные убытки. Американцы логично решили впредь избегать возможных потерь или, как минимум, существенно их снизить, поэтому исследователи из Университета штата Западная Вирджиния совместно с Министерством внутренней безопасности США активно испытывают надувной шар из высокопрочного материала, который сможет перекрывать тоннели в случае стихийных бедствий или иных катаклизмов.
Идея подобного приспособления проста: вместо монтажа в туннелях системы шлюзов, стальных перегородок, отводных каналов и других дорогостоящих объектов инфраструктуры, намного проще заполнить пространство большим и относительно дешевым надувным шаром. Но на практике разработка такой «затычки», которая была бы достаточно прочной и мощной, чтобы выдержать огромное давление воды, гибкой для заполнения всего пространства и быстрой в развертывании, является сложной инженерной задачей.
По задумке инженеров заглушка порядка 10 м в длину и 5 м в диаметре будет похожа на дирижабль. В качестве материалов оболочки применят полиуретан и вектран (жидкокристаллический полимер, похожий на кевлар). Внутри полости жесткий каркас, естественно, отсутствует, вместо этого внешнюю часть оболочки опоясывают стяжки из вектрана, чтобы надувной шар мог выдерживать огромное давление воды (шар без таких стяжек провалил испытания в 2010 году). Интересная деталь — вектран пришёлся не по вкусу крысам, которых достаточно много в тоннелях метро, поэтому можно будет не переживать за целостность оболочки при длительном хранении.
В сложенном состоянии надувная конструкция будет упакована в контейнеры, которые расположат в стратегических точках подземных сооружений. В случае угрозы наводнения электрический насос сможет наполнить воздухом надувные заглушки примерно за 30 минут, и они не пустят водный поток на станции или изолируют часть тоннеля — например, находящуюся под водной преградой.
Ещё одна техническая сложность возникает в связи с тем, что тоннель внутри имеет неправильную форму. В нем находятся рельсы, коммуникации, платформы и проходы для технического персонала. Естественно, шар должен плотно прилегать к стенкам, ведь иначе через просветы будет просачиваться вода. Поэтому предполагается, что зона размещения надувной затычки будет специальным образом модернизирована. Пол будет приподнят до уровня верхней кромки рельс, контактный рельс и острые выступы конструкций — демонтированы, а коммуникации — заведены в гибкие каналы, которые смогут деформироваться под давлением, или утоплены в стены. Не исключено, что размеры и форму затычки в итоге не удастся полностью стандартизировать, и для некоторых случаев она будет индивидуально подгоняться под особенности тоннеля.
По словам доктора Джона Форчена, который руководит проектом со стороны Министерства внутренней безопасности, идея с надувной заглушкой находится в разработке уже несколько лет — было проведено 21 испытание и потрачено около $8 млн. Но ситуация с ураганом «Сэнди» способствовала ускорению работы. Впрочем, даже по оптимистическим прогнозам до финального «релиза» впереди ещё год-дватестов и доработок. Если система докажет свою эффективность, то она будет постепенно внедрена на всех подземных транспортных объектах страны, в том числе, возможно, в автомобильных тоннелях. Компаниям и организациям один надувной шар будет обходиться примерно в $400 тыс.
от сюда www.noos.com.ua/ru/post/3090
Уайт Спирит Korg
написал 7 декабря 2012 в 12:11
похожа на сиську
+52
Ссылка
| 1 отв.
Укуренный Алхимик Alai
написал 9 декабря 2012 в 02:21
Kotema
написала 7 декабря 2012 в 12:14
[исправлен через 3 минуты]
Тампон какой то.
Хабар :D
В сложенном состоянии надувная конструкция будет упакована в контейнеры, которые расположат в стратегических точках подземных сооружений.
Хабар :D
+49
Ссылка
| 4 отв.
Lana Sator Lana
написала 7 декабря 2012 в 17:18
Укуренный Алхимик Alai
написал 9 декабря 2012 в 02:14
Вася Пупкин Diggercat
написал 9 декабря 2012 в 14:08
Укуренный Алхимик Alai
написал 9 декабря 2012 в 14:42
точка невозврата mutab0r
написал 7 декабря 2012 в 12:25
Надо было изначально станционные затворы ставить, а не всякой хнёй задним числом заниматься, когда жареный петух всю жёппу исклевал…
+14
Ссылка
| 3 отв.
Никола Бочаров kokproarmi
написал 7 декабря 2012 в 20:37
точка невозврата mutab0r
написал 9 декабря 2012 в 21:18
kokproarmi: Кстати, у МК в российском метро тоже двойная функция, их изначально строили в т.ч. чтобы отсекать участки туннеля при затоплении, прорыве плывуна и т.п. Понятно, что в Нью-Йорке со старыми линиями уже ничего не поделать, но хотя бы на относительно новых могли поставить на этапе строительства.
Укуренный Алхимик Alai
написал 9 декабря 2012 в 23:54
Укуренный Алхимик Alai
написал 9 декабря 2012 в 02:15
Котенок Гав Shmit
написал 7 декабря 2012 в 20:31
А если это херня раскроется, когда мимо диггер будет идти ?
+2
Ссылка
| 1 отв.
Никола Бочаров kokproarmi
написал 7 декабря 2012 в 20:48
Пресный Elvis
написал 7 декабря 2012 в 20:48
идешь ты такой по тоннелю а тут такая хуерга
смотришь на руку в руке бухло и понимаешь, надо что то менять :)
смотришь на руку в руке бухло и понимаешь, надо что то менять :)
+21
Ссылка
ash
написал 7 декабря 2012 в 21:28
Самое веселое будет если эта хрень таки лопнет / порвется во время наводнения - без нее вода хоть постепенно прибывает, и люди успевают покинуть метро, да и разрушения не особо сильные. В случае если эта хрень таки не выдержит напор воды - вся огромная масса воды, скопившаяся за ней, под гигантским давлением и с огромной скоростью хлынет в перегон сметая все на своем пути...
0
Ссылка
| 2 отв.
Baron
написал 9 декабря 2012 в 02:01
[исправлен через 4 минуты]
ash: ИМХО, традиционные гермы надёжнее. Или, как их сами работники метро называют - "металлоконструкции". С американцами всё ясно - у них просто нет гермозатворов в перегонах, ибо их метрополитены и транспортные тоннели никогда не планировались под "двойное назначение" в качестве объекта гражданской обороны. Они строились только под функциональное применение. У нас же гермозатворы есть, они сразу рассчитывались и для целей гражданской обороны и для локализации аварий в случае прорыва плывуна, воды и т.д. Так что "американский гондон" нам ни к чему. :) Свои разработки надёжнее.
Укуренный Алхимик Alai
написал 9 декабря 2012 в 02:18
Только жители сайта могут оставлять комментарии.