Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Padonak
Женяй написал 25 февраля 2017 в 20:15 [ Назад ]

Судно Академик Мстислав Келдыш. Тот, кто видел Титаник

Всем привет. Некоторое время назад команде Konig diggers посчастливилось попасть на борт знаменитейшего судна Академик Мстислав Келдыш. А знаменито оно в первую очередь тем (для широкой аудитории), что с помощью него (и на его борту) снимали оскороносный фильм Титаник. Под кадом будет прогулка по совершенно живому судну, рассказ о корабле, фильме и не только.
Image


Фото 2. Судно во время съёмок фильма. Именно для фильма на носовой части судна сделали вертолетную площадку, куда приземлился вертолет с главной героиней. (кадр из фильма)

«Академик Мстислав Келдыш» — российское научно-исследовательское судно. Личный состав состоит из членов команды, пилотов глубоководных аппаратов «Мир», инженеров и технический персонал, 10—12 учёных. Также судно может разместить в своих каютах около 12 пассажиров. На судне имеется 17 лабораторий и библиотека. Названо в честь академика АН СССР Мстислава Келдыша.
Image

Фото 3. съёмка эпизода (фото из судового архива)
Image

Фото 4. И схема судна
Image

Фото 5. Очень спорное "фото". На флифото и прочик тематических сайтах не смогли сказать, что это, фото, фотосбока из многих кусочков или картина. Поиск по картинке результатов так же не принес. Очевидно одно, это Титаник.
Image

Фото 6. И оригинальные кадры из фильма. На переднем плане Миры, но о них позже
Image

Фото 7. Судовые коридоры. На стенах много очень интересных фото (в тч те которые представлены в обзоре)
Image

Фото 8. И каюта, где жил Жора Камеронов во время съёмок фильма. Ссори за кривой програмный "ширик"
Image

Фото 9. Все каюты относительно похожи
Image

Фото 10. Вид на нос. Именно здесь и была установлена вертолетная площадка
Image

Фото 11. Судовой "черный ящик". Установлен на крыше надстройки. При крушении крайне легко демонтируется.
Image

Фото 12. И святая святых - мостик
Image

Фото 13. Оборудование, в большинстве которого я не силен. Попробую своими словами написать то что понял, да простят (и поправят) меня мореманы
Image

Фото 14. Контроллер аварийных ситуаций
Image

Фото 15.
Image

Фото 16. Штурвал и компас
Image

Фото 17. Корабельный телеграф. Именно с него идет сигнал в машину, и уже механики ускоряют и замедляют двигатели
Image

Фото 18.
Image

Фото 19.
Image

Фото 20. Радиорубка
Image

Фото 21.
Image

Фото 22. Приборы для различной связи
Image

Фото 23. Кренометр. В одном наглухо сгоревшем и засранном бомбаре, никак не относящемуся к флоту был их склад. Как оказалась крайне ликвидная весч. Если найдете, спасайте :)
Image

Фото 24.
Image

Фото 25. Позывной сигнал Келдыша - UFJI
"...1. Судну присваивается позывной сигнал. В зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

2. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спут
никовой связи..."
Image

Фото 26. Русская семафорная азбука
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» — словом «запятая».
Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.
Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков, размер ткани которых составляет 30x35 см. Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный).
При отсутствии флажков — семафорят бескозырками.
Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.
Должность / специальность сигнальщика на флоте была введена 13 декабря 1869 года приказом по флоту № 161.
С 1 декабря 2011 года «флажное сигналопроизводство» исключено из учебной программы младших специалистов связи.
Image

Фото 27. На приборах связи цифра 16 выпаливает экстренную частоту
Image

Фото 28.
Image

Фото 29.
Image

Фото 30.
Image

Фото 31. А теперь велком в лаборатории

Судно построено в 1980 году в Рауме (Финляндия) фирмой Hollming, имеет водоизмещение 6 300 тонн, длину 122 метра. С 1982 года использовалось как судно обеспечения подводных обитаемых аппаратов «Пайсис-VII» и «Пайсис-XI». В 1987 году было переоборудовано в судно обеспечения для двух обитаемых подводных аппаратов «Мир» с глубиной погружения до 6 км.
Image

Фото 32. Судно получило широкую известность благодаря фильму Джеймса Кэмерона «Титаник»: оба аппарата, «Мир-1» и «Мир-2», использовались для документальных съёмок под водой. Также на судне была смонтирована вертолётная площадка, которую можно увидеть, когда престарелая Роуз сходит с вертолёта на корабль. Кроме того, с помощью подводных аппаратов «Мир» и «Rodjer» корабля AREIS были сняты четыре других фильма: «Призраки бездны: Титаник», «Последние тайны Титаника» (англ. Last Mysteries of the Titanic), «Бисмарк» и «Чужие из бездны».
Image

Фото 33. Судно участвовало в поиске советской атомной подлодки K-278 «Комсомолец», затонувшей у юго-восточного побережья Норвегии 7 апреля 1989 года после пожара на борту. Спустя два месяца поисков «Академик Мстислав Келдыш» определил местонахождение K-278 (в июне 1989 года).
Судно принадлежит Институту океанологии им. П. П. Ширшова РАН.
В 2012 году судно не смогло принять участие в работах по случаю столетней годовщины катастрофы «Титаника», поскольку из-за недостаточного финансирования руководство Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН сдало «Академик Келдыш» во фрахт. Аппараты «Мир» остались без судна обеспечения.

Image

Фото 34. А теперь плавно спускаемся в машинуImage


Фото 34. Центральный пульт управления машиной. Вот это лютое засилье пимпочек и показометров
Image

Фото 35. Пульты управления крупным планом
Image

Фото 36.
Image

Фото 37.
Image

Фото 38.
Image

Фото 39.
Image

Фото 40.
Image

Фото 41. И собственно машина
Image

Фото 42.
Image

Фото 43. Вот что то мне Звонок вспомнился
Image

Фото 44. И герма в коллекцию
Image

Фото 45.
Image

Фото 46. Собственно ход судна обеспечивают 4 дизеля 824TS 1070 кВт каждый
Image

Фото 47. Номер ИМО — уникальный идентификатор судна. Он был введён Международной морской организацией в 1987 году для повышения безопасности, предотвращения загрязнения окружающей среды и морского мошенничества. Номер ИМО остаётся связанным с корпусом судна на протяжении всего времени его существования, независимо от изменения названия, флага или владельца судна.
Image

Фото 48.
Image

Фото 49.
Image

Фото 50. А на этой платформе и снимали видео про распил сейфа, поднятого ститаника и выкидывание алмаза выжиевшей из ума старушкой. К слову, в фильме Титаник был критический ляп. По морскому праву нельзя хабарить на Титанике
Image

Фото 51.
Image

Фото 52.
Image

Фото 53. Прощаемся с Келдышем и переносимся к месту хранения одного из 2-х аппаратов Мир, в Музей мирового океана
Image

Фото 54. «Мир» — два российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Имеют глубину погружения до 6 км.
В настоящее время аппарат «Мир-1» находится в качестве экспоната в калининградском Музее Мирового океана, а «Мир-2» базируется на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш».
Image

Фото 55. Злые языки поговаривают, что данный аппарат неисправен, и есть договоренность, что он хранится в музее до особого распоряжения, и должен быть предоставлен институту в течении 12 часов

Техническое задание на создание аппаратов было подготовлено заведующим Отделом глубоководных обитаемых аппаратов Института Океанологии АН СССР, руководителем проекта И. Е. Михальцевым. Основные идеи по конструкции аппарата, устройству его отдельных систем, узлов, элементов, по комплектованию научного и навигационного оборудования принадлежат И. Е. Михальцеву, его заместителю А. М. Сагалевичу и главному инженеру проекта от финской судостроительной компании Саули Руохонену, возглавлявшему группу финских инженеров и техников, принимавших участие в строительстве аппаратов. Базовый корабль, научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» построено в 1981 году на финской верфи (фин.) Hollming в городе Раума. С 1982 года использовалось как судно обеспечения подводных обитаемых аппаратов «Пайсис-VII» и «Пайсис-XI». В августе-октябре1987 года было переоборудовано в судно обеспечения для двух обитаемых подводных аппаратов «Мир». Глубоководные аппараты изготовлены в 1987 году финской компанией (фин.) Rauma-Repola Oceanics, причём контракт на создание аппаратов был подписан 16 мая 1985 года, а приёмо-сдаточный акт — 17 декабря 1987 г., после успешных испытательных погружений в Ботническом заливе и в Атлантическом океане на максимальную глубину 6170 метров («Мир-1» :) и на глубину 6120 метров («Мир-2» :)[2][4]. Так был создан уникальный глубоководный исследовательский комплекс, объединяющий судно и два ГОА «Мир», оснащённый навигационным оборудованием и научными приборами для проведения широкого комплекса океанологических исследований. Как НИС «Академик Мстислав Келдыш», так и подводные аппараты находятся под управлением Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН. Огромное значение для научных исследований имеет рабочая глубина погружения «Миров» — 6000 метров, благодаря чему эти аппараты могут достигать глубин, на которых расположено 98,5% дна Мирового океана.
Image

Фото 56. Макет, подаренный Жорой Камероновым

История «Миров» берет начало в 1970 г., когда доктор технических наук И. Е. Михальцев сформулировал концепцию незаменимости в новой незнакомой обстановке человека-исследователя, по сравнению с оператором любых программируемых роботов-аппаратов. Работая в должности заведующего Отделом глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии АН СССР, он являлся автором технических заданий и руководителем работ по созданию и испытаниям обитаемых исследовательских аппаратов «Пайсис» с глубиной погружения до 2000 м (1970-1976) и обитаемых аппаратов «Мир» - до 6000 м (1979-1987), убедив руководство Академии наук в необходимости выделения средств на постройку одного глубоководного аппарата.
Первые попытки заказать подводные аппараты были неудачны: совместная работа с канадской фирмой в 1980 столкнулась с рядом технических проблем — не удалось создать камеру для экипажа, выдерживающую 600 бар из титана, и прежде всего политических препятствий: США видели в подобном заказе нарушение КОКОМ договора о запрете экспорта в СССР передовых технологий. В 1982 Академия наук СССР предложила заказ трём другим возможным изготовителям. Когда шведские и французские предприятия отказались от предложения, осталась фирма Раума-Репола со своим дочерним предприятием Oceanics — Финляндия не подписывала договор о запрете экспорта в СССР передовых технологий. Мирный договор запрещал владение подводными лодками и их строительство, но этот параграф касался только военной техники, а заказанные аппараты были научно-исследовательскими. По свидетельству Пекки Лакселлы, тогдашнего руководителя финской компании, разрешение на экспорт в СССР было получено лишь потому, что чиновники КОКОМ не верили, что из подобной затеи что-либо получится. Когда же стало ясно, что инженерные проблемы решены, то поднялся шум по поводу того, как такие технологии могут быть проданы в СССР и Лакселле пришлось несколько раз посещать Пентагон.
Image

Фото 57. Внутри аппарата. Фото из соцсетей

Генеральное посольство США в Хельсинки знало о ходе работ над глубоководными камерами на Раума-Репола с самого начала. «У них была всё-таки технически безграмотная группа, которая не смогла оценить проект правильно. Проект дали продолжить — американцы были абсолютно уверены, что отливка сферы из стали не удастся. Все предыдущие сферы сваривали из титана», — сказал в 2003 году бывший генеральный директор Раума-Репола Тауно Матомяки. «Мы создали предприятие Rauma-Repola Oceanics Oy, — заявил тогда же Тауно Матомяки, — только затем, чтобы пожертвовать этим дочерним предприятием, и не ставить под удар всю компанию, если дело пойдёт плохо». Так и произошло. Дочернее предприятие было создано в 1983, и распущено вскоре после создания Миров в 1987 году. Получив широкую известность, фирма Раума-Репола не получила ожидаемых заказов. Входной билет в новую область оказался слишком дорогим — ЦРУ и Пентагон настояли на том, что все предприятия, которые не придерживаются американских рекомендаций, подлежат банкротству без исключения.
Соединённые Штаты пытались тайно препятствовать экспорту уже готовых аппаратов в СССР. ЦРУ подозревало, что аппараты могут использоваться в территориальных водах США для разведки.
Президент Финляндии Мауно Койвисто в воспоминаниях рассказывает, что посольство США заявило угрожающе, что финские фирмы могут не получить разрешения на десятки лицензий, если Советский Союз получит аппараты. Тогдашний вице-президент Джордж Буш написал Койвисто письмо, в котором он сообщил о подозрениях в том, что деятельность Раума-Репола создаёт угрозу мировой безопасности. В своём ответе Койвисто заявил, что в соответствии с законами страны, у него нет возможности вмешиваться в дела частной компании, если она не нарушает законов. Дополнительно он подчеркнул, что торговля с СССР отслеживается особенно тщательно.
Под давлением ЦРУ и Пентагона Раума-Репола, которая являлась тогда шестым по величине концерном Финляндии с 18 000 человек штата, была вынуждена отказаться от создания глубоководных аппаратов и многообещающего развития морских технологий. Например, одним из заброшенных проектов была разработка топливных элементов. Фирма Раума-Репола также отказалась от изготовления нефтяных платформ и сейчас занимается в основном тем же, чем занималась при своём образовании в начале 1950-х годов - деревопереработкой. Сейчас её дело в области металлообработки продолжает концерн Metso.
Image

Фото 58. и кадр из фильма Титаник
Image

Фото 59. Тоже какое то чудо техники, но никто не знает, какое именно
Image

Фото 60. Аппарат Мир и скелет кашалота

Изготовление сфер аппаратов, выдерживающих высокое давление, было заслугой инженеров фирмы Репола и применения новой технологии. Это удалось благодаря упорной работе всей конструкторской группы и высокому уровню металлургии. Фирма подписала договор до того, как стала известна окончательная технология, и взяла на себя риск как с технической, так и с торговой точки зрения. На технологию обработки был заявлен, но ещё не утверждён немецкий патент.
Двухметровые сферы экипажа для глубоководных аппаратов должны быть максимально лёгкими, чтобы плотность всего аппарата была близка к единице — плотности воды. Тогда аппаратом можно управлять автономно на любой глубине. На практике это означает, что сфера должна быть сделана из особенно прочного и лёгкого металла. Титан хорош своей низкой плотностью, но его прочность на излом всё же меньше, чем у стали. Поэтому титановые стенки должны быть в два раза толще стальных. Титан также нельзя отлить такими крупными частями, чтобы собрать сферу без применения сварки.
Раума-Репола сразу пошла по пути создания стальной сферы, — у фирмы было подходящие литейное оборудование на предприятии Локомо. В качестве материала была выбрана марагеновая сталь (мараген), разработанная в 1960-х на флоте США, чьё соотношение прочность/плотность на 10 % лучше, чем у титана. Сплав содержит почти треть кобальта, добавки никеля, хрома и титана. Доля титана оказывает решающее значение на ударную вязкость. Подобная сталь обычно используется для создания валов транспортных средств.
Высоколегированная сталь плохо подходит для отливания, но, подбирая соотношение компонентов и примененив вакуумный конвертер, фирме Локомо удалось отлить полусферы.


Image

Фото 61. Костюм гидронавтов

При отливании болванок-полусфер в них всё же остаются пузырьки с внутренней стороны, снижающие прочность. Внутренняя поверхность — самое слабое место в сфере, подверженной внешнему сжатию — отсюда начинается трещина. Для плановых глубин (6000 м), критическая величина пузырька, с которого может развиться трещина в стали — всего пара миллиметров. Конструкторская группа в Раума-Репола Океаник решила эту проблему следующим образом: полусферу отлили значительно толще и лишний материал с внутренней стороны удалили механически. Отливка имела толщину стенки 200 мм, которую уменьшили до 40 мм, болванка потеряла 70 % массы. При этом поверхность, оставшаяся после обработки, состояла из самой прочной и плотной части отливки.
Соединив две полусферы болтами, полностью избежали сварки и связанных с ней проблем воздействия нагрева на прочность. Американский запрет на экспорт не смог препятствовать изготовлению аппаратов, но различные препятствия и лишние расходы проекту он нанёс. Например, электроника аппаратов была разработана и создана фирмой Hollming, хотя её можно было купить в готовом виде за рубежом. Синтетическая пена для компенсации массы аккумуляторов была произведена в Финляндии на Exel Oyj, так как 3M, ведущий производитель, отказался поставлять свою продукцию, прямо ссылаясь на эмбарго. В отличие от поплавков батискафов, например, заполненного бензином поплавка «Триеста», пена меньше сжимается, и отсутствует риск утечки. Выдерживающая давление на глубине 6 километров синтактическая пена состоит из полых стеклянных шариков диаметром 0,3 мм, связанных эпоксидной смолой. На аппарат «Мир» ушло 8 кубических метров пены.
В 2004 году оба аппарата прошли полную переборку и испытания глубокой сферы (основной части «Миров» :).

Проект «Миров» стоимостью в 200 миллионов финских марок был выгодной сделкой как для изготовителя, так и для заказчика и удался более, чем могли предположить. Проект не привлекал внимания средств массовой информации и практически сохранялся в тайне вплоть до сдачи готовых аппаратов заказчику. Только после этого Раума-Репола обнародовала технические данные. Репутация фирмы, как изготовителя «Миров», и сейчас на высоте. По сведениям Тауно Матомяки, международные концерны заинтересованы в глубоководных аппаратах, способных погружаться на 12 000 метров. Такой аппарат построить технически возможно, политически — нет. Его можно купить, но проблематично продать — США после прокола с «Мирами» тщательно следят за этой областью, и все американские глубоководные аппараты принадлежат военному ведомству.
Image

Фото 62. ТТХ

Сферическая гондола аппаратов изготовлена из мартенситовой, сильно легированной стали, с 18 % никеля. Сплав имеет предел текучести — 150 кг на мм² (у титана — около 79 кг/мм² :). Производитель: финская фирма «Локомо», входящая в состав концерна «Раума Репола».

Силовая установка
Никель-кадмиевые аккумуляторы 100 кВт·ч.

Размещение экипажа
Экипаж ГОА «Мир» состоит из трех человек: пилота, инженера и ученого-наблюдателя. Наблюдатель и инженер лежат на боковых банкетках, пилот сидит или стоит на коленях в нише перед приборной доской.

Система спасения
Уникальная система аварийного спасения у аппарата состоит из синтактикового буя, выпускаемого экипажем, с прикреплённым к нему кевларовым тросом, длиной 7 000 м, по которому опускают половину сцепки (примерно такую же, как железнодорожная автосцепка). Она доходит до аппарата, затем происходит автоматическая сцепка, и аппарат поднимают на длинном силовом тросе[2], длиной 6 500 м, с усилием на разрыв около десяти тонн.

Сравнительная оценка
По состоянию на 2008 год, в мире, кроме российских «Мир-1» и «Мир-2», существовало ещё два аналогичных аппарата (построено было три). Американский аппарат «Си Клиф» (англ. DSV Sea Cliff), который сейчас переоборудуется, французский «Нотиль» (фр. Nautile (sous-marin de poche :), оба с глубиной погружения 6000 метров, и японский «Синкай 6500» (Shinkai 6500), поставивший рекорд погружения для существующих аппаратов в 6527 метров. В отчёте (англ.) Research Submersibles And Undersea Technologies ("Исследовательские подводные аппараты и подводные технологии" :) американского (англ.) World Technology Evaluation Center (Центра Оценки Всемирных Технологий) за 1994 год, подводные аппараты "Мир" и их судно обеспечения, НИС "Келдыш", составляют наилучшим образом оснащенный и наиболее работоспособный исследовательский инструмент для глубоководных исследований"
Image

Фото 63. И скрин из Титаника. Всё по настоящему
Image

Фото 64. И при посещении корабля дают даже такие вот свидетельства и...
Image

Фото 65. билетики(что бы никто не подумал, что мы были неафторизованно)
Если понравился обзор, настоятельно советую посмотреть фильм Титаник и Призраки бездны (англ. Ghosts of the Abyss), который рассказывает о Мирах, Келдыще и вообще крутой фильм.
Image

Фото 66. Съёмочная группа фильма Титаник и
Image

Фото 66. Koenig diggers желают вам 7 футов под килем
Image
venya123
Industrial Lynx venya123 написал 25 февраля 2017 в 20:52
Интересный отчет! Фоток из лабораторий бы побольше...
0
Ссылка | 1 отв.
Padonak
Женяй Padonak написал 25 февраля 2017 в 21:10
venya123: были ток в одной лаборатории. Да и почти все лаборатории стоят пустые или с минимумом оборудования. Каждая экспедиция работает на своем оборудовании. тема лабораторий раскрыта например в фильме Тинаник, где моют рисунок Дикаприо
Lana
Lana Sator Lana написала 25 февраля 2017 в 20:59
Тоже какое то чудо техники, но никто не знает, какое именно
гугл знает :)
www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/cda/tetis/list.htm
+6
Ссылка | 2 отв.
Padonak
Женяй Padonak написал 25 февраля 2017 в 21:25
Lana: Спасибо, Ланочка. Ты как спросила у гугла?
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Lana
Lana Sator Lana написала 26 февраля 2017 в 07:22
Padonak: как-как, "подводный тетис"
Nodens
Манулко упрт Nodens написало 25 февраля 2017 в 22:27
международные концерны заинтересованы в глубоководных аппаратах, способных погружаться на 12 000 метров. Такой аппарат построить технически возможно, политически — нет. Его можно купить, но проблематично продать — США после прокола с «Мирами» тщательно следят за этой областью, и все американские глубоководные аппараты принадлежат военному ведомству.
Учитывая что у нас на планете есть только одно место с такой глубиной, тут что-то не чисто. Возможно, в Пентагоне что-то знают про Р'Льех.
saiLor777
Шломо Шмуль saiLor777 написало 25 февраля 2017 в 23:35 [исправлен через 20 секунд]
На фото 18 порадовал переключатель "ДПС", что справа от панели. Вот такой бы да в каждый автомобиль! Отключил ДПС и езжай себе :)
А отчёт крут. Спасибо!
RedXIII
Позиция ПВО RedXIII написал 26 февраля 2017 в 17:03
Классно, исторический по-своему корабль, в свое время в далекие 90-е смотрели с предками Титаник, запомнился сразу, и как искали его на дне, и как сейф поднимали :)
Только жители сайта могут оставлять комментарии.