Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
Drol
Болотный Кот написал 29 февраля 2024 в 17:27 [изменен через 1 день] [ Назад ]

Мама, я не диггер ч.1 "2-й Советский"

ImageМяу. Помните я постил вские заброшенные штольни рудника "2-й Советский", общая протяжённость горных выработок которого превышает 150 км и часть из них действует до сих пор?

Ну крч, посмотрели мы на действующую часть, в т.ч. и ту, которую не показывают на экскурсиях и мифическое горное убежище на 5 тыщ человек.

Есесна всё в один пост не влезет, поэтому вот вам первая часть на 100+ фоток, а следом будет вторая.

ImageЭто схема действующей части, которую можно постить, а есть другая схема, которую постить нельзя, но я вам её не покажу.

История этого рудника берёт своё начало ещё 22 июня 1912 г., когда Горным департаментом для разработки ранее разведанного крупного свинцово-цинк-серебряного месторождения, был образован рудник "Нининский", а в будущем Дальнегорске, тогда ещё бывшим рабочим посёлком, именовавшимся по названию реки Тетюхе, позже переименованной в Рудную, немецкой фирмой "Гумбольдт" началось строительство первой обогатительной фабрики, необходимой для переработки свинцово-цинковых руд и была введена в строй в 1914 г.

До этого добычей руды в этих местах занимался известный предприниматель Ю. И. Бринер, застолбивший ещё в 1897 г. богатое месторождение в долине реки, а в 1909 г. совместно с участием иностранного капитала создал Акционерное Горно-Промышленное Общество "Тетюхе" и вывел горную добычу на более высокие объёмы, но только переработка добытой руды в то время велась в Англии. Именно поэтому теперь уже с участием немецкой компании "Гумбольдт", было решено строить фабрику при местах добычи.

Но в 1917 г. началась Гражданская война и строительство инфраструктуры рудника "Нининский" было заморожено, а после окончательного становления советской власти построенная фабрика была сдана в концессию Торговому дому "Бринер и Ко".

Спустя 8 лет, в январе 1932 г. эта концессия была аннулирована и был создан Сихотэ-Алинский Государственный полиметаллический комбинат "Сихали", который вывел горную добычу на новый уровень и славился рекордными объёмами добычи на весь СССР, вводя в работу новые рудники на разведанных месторождениях.

Так в 1934 г. вспомнили и про так и не введённый в строй рудник "Нининский", который был переименован во "2-й Советский", когда летом на площади "Восточный Партизан" было открыто богатое рудное тело и заложена его первая и ныне давно уже отработанная штольня с названием "Верхняя", о которой я писал.

В 1936 г. штольня "Верхняя" вскрыла богатые залежи руды и с тех пор было пройдено множество новых штолен общей протяжённостью более 150 км, многие из которых постепенно соединялись друг с другом, образуя огромный лабиринт и большинство из которых уже отработаны и заброшены.

Тем не менее сам рудник "2-й Советский" действует по сей день в составе производственного объединения "Дальполиметалл" и разрабатывает рудные тела Партизанского свинцово-цинк-серебряного месторождения скарнового типа с различными структурно-морфологическими типами руд, ежегодно добывая около 300 000 тонн руды.

ImageНу крч вот мы уже в коридоре здания рудоуправления.

ImageГде пройдя инструктаж по технике безопасности, получаем робу, каски, шахтные фонари-коногонки и шахтные самоспасатели, обязательные для каждого, кто спускается под землю.

ImageК слову фонари эти не простые, а с индивидуальными маячками, по которым оператор может определить ваше местонахождение в руднике за счёт расположенных по его горным выработкам датчиков.

ImageБолее того, каждый фонарь можно вызвать на связь. Если он заморгал, то значит необходимо найти шахтный телефон и выйти на связь. Громоздко, неудобно, непродуктивно, джедайно.

В итоге эти фонари отправились в рюкзаки во включенном виде, а на лбу материализовались наши найткоры, трунайты, конвои и фениксы. А ваши сраные пецли у нас на ДВ не уважают.

ImageШахтный самоспасатель модели ШСС-Т.

Image
ImageИз рудоуправления по галерее воздушного перехода работники уходят на работу в рудник.

ImageТуда же отправилась наша брашка подземных туристов.

ImageВид из окна на штольню "Бункерная" на горизонте +205 метров над уровнем моря, о которой я расскажу в следующей части, а пока пошли в расположенную выше откаточную штольню "Капитальная" на горизонте +215 метров над уровнем моря, хотя при этом также расположенную глубоко под землёй в горе.

ImageНа пути встречаем лоток, где после рабочей смены горняки моют сапоги.

ImageЗдесь находится такой двойной проход с магнитным замком. Направо проход для людей на горизонт, а прямо выход к порталу штольни, который ведёт на территорию различных цехов.

ImageТак он выглядит снаружи.

ImageГо.

ImageПроходим изгибающуюся галерею и уходим глубоко в гору.

ImageГде проходим трое воздухоплотных ворот.

ImageКоторые никогда уже не закроются.

ImageИ выходим на горизонт с кучей развилок.

ImageДоходим до посадочной платформы, где нас уже ожидал шахтный электровоз с вагончиком.

ImageВагончик рассчитан на 12 человек.

ImageНа нём нам предстояло преодолеть с километр пути. Разок даже сошли с рельс на стрелке, но это оказалось быстро поправимым делом. Поднимали когда-нить шахтный электровоз обратно на рельсы? Я вот поднимал при помощи шпалы и ещё двух человек. Думал будет сложнее, а там всё просто.

ImageИ вот мы уже доехали до следующей посадочной платформы.

Image Дальше идём пешком.

ImageВыходим к развилке шахтной подъёмной установки.

Image
ImageЗдесь расположена подъёмная машина слепого клетьевого ствола, без которой рудник встанет.

Image
ImageПроходим блок щитовых.

ImageИ выходим в машинный зал.

ImageВ котором расположена подъёмная машина.

ImageВ руднике таких две и они обслуживают два ствола глубиной 350 метров.

Image
ImageОдин клетьевой для подъёма людей, а второй скиповой для подъёма грузов.

ImageВозвращаемся на горизонт.

ImageИ движемся дальше минуя множество развилок.

ImageИ различных технических помещений.

ImageВдоль стен проходят кабеля, подключенные к взрывозащищённым камерам.

ImageА так выглядят шахтные телефоны, расположенные в пунктах связи.

ImageПока мы смотрели на подъёмную машину, наш электровоз уехал дальше и встал у одной из развилок, где будет ждать нас несколько часов, пока мы гуляем.

ImageЕщё одна развилка, где стоял состав с вагонетками.

ImageИз за изгиба выработки его не видно целиком, но там штук 10 вагонеток.

ImageА так здесь освобождают путь для прохода составов.

ImageНапоминание о контактном проводе над головой.

ImageОчередная развилка.

ImageОдин путь ведёт в склад взрывчатых материалов, но туда нам нельзя, т.к. только у нескольких человек есть туда допуск, хотя вы и так все знаете как там всё обычно выглядит.

ImageА нам в другую сторону к камере бурораздатки.

Image
ImageВот эти отверстия называются шпурами, их бурят для закладки аммонала, которым подрывают забои.

ImageВесь этот путь мы проделали к такому залу руддвора.

ImageГде расположена шахтная клеть, которая спустит нас на нижние горизонты рудника.

Image
ImageСам ствол в таком печальном состоянии. Рудник очень старый и далеко не самый лучший по сохрану среди местных рудников. Наверное даже самый удроченный.

Image
ImageПо стволу спускаемся ниже на штрек "Промежуточный", расположенный на горизонте +5 метров над уровнем моря.

ImageУ въезда в клеть есть такое устройство, которое опускается, когда необходимо загнать в клеть вагонетку.

ImageПрямо у руддвора клети расположена посадочная платформа.

Image
ImageПроходим двое вентиляционных ворот. Сам горизонт также местами сильно обводнён, как и предыдущий.

ImageЗа воротами в стене вроде бы находится трансформаторная.

ImageРазвилка к старой заброшенной выработке.

Image
ImageБлок слесарной мастерской с небольшой балкой с талью для обслуживания вагонеток.

Image
Image
ImageВ глубине одной из развилок взгляд зацепился за старый ржавый шахтный электровоз. Кстати, над головой проходит контактный провод, называемый троллеем, в котором напряжение 380 вольт. С виду он не на ходу, но в рудниках часто как раз так выглядят рабочие электровозы. В таких условиях ржавеет абсолютно всё и очень быстро.

ImageВозле путей то и дело можно встретить сброшенные вагонетки.

ImageА это вроде бы передвижной защищённый трансформатор. Он кстати рабочий.

ImageВыходим к опрокидам.

ImageЗдесь добытую руду сбрасывают в рудоспуски на нижний горизонт, куда она падая дробится на более мелкие фракции и затем поднимается на поверхность.

ImageУ дозатора бункера с такого же рудоспуска на более верхнем горизонте стоял ещё один электровоз.

ImageИ этот уже точно действующий.

Image
ImageПомещение насосной одного из подъёмов для откачки с нижних горизонтов грунтовых вод, которыми богаты местные горы.

Image
ImageИ хоть мы далеко ещё не в самом низу, местами и здесь воды почти по колено.

ImageА это старые лотки дозаторов рудоспусков. Они уже не используются т.к. добыча теперь ведётся гораздо ниже.

ImageУчастки с нестабильной породой дополнительно усилены деревянной крепью.

ImageВообще этот горизонт конечно больше похож на заброшенный, но это впечатление обманчиво.

ImageДалее нам предстоит долгий получасовой путь по спиральному спуску на более нижние горизонты, где происходит добыча руды. Сам спуск выглядит как практически голая горная выработка, которая постоянно поворачивает по спирали с уклоном вниз.

ImageСнова выходим к трансформатору.

ImageВосстающий ствол с кабелями, питающими трансформатор.

ImageИ выходим в забой, где стоит шахтная бурильная установка.

ImageПри помощи этой установки бурят шпуры на глубину в несколько метров, в которые закладываются заряды аммонала и происходит подрыв породы.

ImageЗабой, где происходят взрывные работы. После подрыва сутки оседает пыль и потом в забой направляются шахтные погрузочно-доставочные машины, которые вынимают отколовшуюся при взрыве породу и увозят к рудоспускам, где руда падает в бункеры, которые через дозаторы наполняют составы с вагонетками. Гонялись мы по спиральному спуску за этими ПДМ-ками, но в итоге догнали лишь одну и та промчалась мимо нас без остановки.

ImageСобственно отколотая при подрыве порода.

ImageНа протяжении спирального спуска есть несколько таких рабочих горизонтов с забоями, обслуживаемых колёсной техникой. И да, именно так выглядят самые настоящие рабочие горизонты, а не так, как вы видели выше со светом и рельсами. Здесь туда-сюда снуют погрузочно-доставочные машины, а своды покрыты копотью от выхлопных газов.

ImageНа одном из горизонтов мы снова выходим к рельсам, где стоял состав с вагонетками под дозаторами.

ImageПосле чего направляемся к клетьевому стволу, чтобы отправиться ещё глубже на 140 метров.

ImageСпускаемся по стволу ещё ниже в штрек "Приконтактовый" на горизонте -135 метров ниже уровня моря.

ImageВдоль него проходит аварийный ходок.

ImageА внизу виден ЗУМПФ с водой.

Image
ImageНу чо, го.

ImageОпять валяются вагонетки.

Image
ImageНа развилке стоит очередной старый ржавый шахтный электровоз.

Image
Image
ImageСнова выходим к опрокидам, где из вагонеток в рудоспуск ссыпается руда на нижние горизонты.

ImageВскоре рельсы исчезают и мы выходим в рабочие горизонты, где работает колёсная техника.

ImageЗдесь мы снова видим защищённый передвижной трансформатор, а значит рядом находятся забои. Этот кстати уже не ржавый т.к. сейчас мы вышли в самые активно разрабатываемые на данный момент участки рудника.

ImageИ в одном из забоев натыкаемся на свежую шахтную бурильную установку.

ImageКоторая выглядит гораздо лучше чем та, что мы видели на более верхнем горизонте.

ImageНад ней свод усилен анкерной крепью, под которую также бурятся шпуры при помощи этой установки. При помощи неё же бурят шпуры для закладки взрывчатки и последующего подрыва породы.

ImageКак раз в таких местах и находятся в изобилии различные минералы.

ImageПосмотрев на рабочие горизонты, в которых откровенно кроме бурильных установок и снующих туда-сюда ПДМ-ок другой техники нет, мы отправились в очередной штрек с рельсами.

ImageГде стоял старый ржавый состав с вагонетками.

ImageНабитыми всяким хламом.

ImageСобственно на этом первую часть я кончил, продолжение во второй. Шкряб-шкряб.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.