Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТворчество
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov написал 17 июня 2021 в 23:24 [изменен через 16 часов] [ Назад ]

обувная фабрика Скороход

"Скороход" - одна из первых и крупнейших обувных фабрик России. История фабрики началась в 1882 году и имела ряд интересных исторических фактов дореволюционного периода, о которых я напишу далее. Но главное, вы увидите в этой публикации аутентичность фабрики советского и местами царского периода. Осмотр фабрики был произведён в начале 2021 года и это очень своевременно. Дело в том, что в ближайшее время на объекте начнётся реконструкция под "современное пространство" и мы уже ни когда не увидим "Скороход", каким он сохранился до наших дней на этих фото.
Image




Подачу материала я решил не делить на отдельно историческую и современную, а объединить по хронологии для более понятного восприятия.


Желание посетить "Скороход" было давно и причина была не только в промышленной архитектуре. Дело в том, что "Скороход" исторически был неразрывно связан с фабрикой "Красный треугольник". Это мало известный факт о котором напишу далее. Собственно таким же мало известным фактом является например то, что Ярославский шинный завод так же был заложен Петербургским резиновым гигантом ещё до революции в качестве расширения производства. Хотя сейчас считается, что Ярославский шинный это советское предприятие. Однако в архивах есть не мало документов раскрывающих эту неизвестную страницу истории Ярославского. Но сейчас не об этом. Вернёмся к нашим "Скороходам". Долго не доходили руки до этой фабрики но решающим мотивом как обычно послужил инфоповод.


В начале 2021 года появилась новость о том, что фабрику ждёт реновация. Реновация, редевелопмент, приспособление под современные нужды и т.п. в отношении исторических фабрик это всегда и радостный и тревожный сигнал. Это сигнал к тому, что пока это чудесное событие не произошло надо немедленно ехать на объект. Ведь редевелопмент по русски это зачастую утрата многих аутентичных исторических элементов - клёпанные стальные двери (их срезают на металл вопреки охранному статусу и меняют на современный пластик), плиточное напольное покрытие (мало где сохраняют в оригинале., чаще демонтируют), различные инженерные конструкции в т.ч. старинные крышки колодцев, стены и чугунные колонны обшивают скучным гипроком. А порой сносят и часть исторических зданий ради парковки или новостройки. Таких примеров много и это сейчас к сожалению дурная тенденция. Поэтому так важно успеть хотя бы зафиксировать уходящую подлинную историческую натуру. Ну а заводам советского периода везёт и того меньше. Не имея статуса памятника их сносят полностью. Вспомним, заводы "Пигмент"(о том как тряхнуло), "Красный Гвоздильщик", завод Климова и Севкабель, которые сносят в эти минуты.


Ладно, не будем о грустном и начнём обзор "Скорохода".
Начнём как раз с тех самых малоизвестных исторических фактах и связи с "Треугольником".
Как и "Треугольник" будущий "Скороход" был основан немецким фабрикантом. В случае со "Скороходом" речь о франкфуртском подданном и будущем фабриканте Генри Кирштен старший (ст.), которого называли Андрей Егорович на русский манер. Г. Кирштен ст. ещё в 1832 году основал в Петербурге маленькую резиновую фабрику и успешно вёл дела. В эти годы это была самая крупная резиновая фабрика в Петербурге из пяти существовавших. Но в 1860 году другой, более предприимчивый немецкий фабрикант Фердинанд Краузкопф основывает в Петербурге свою резиновую фабрику, которая вскоре поглотит всех конкурентов и станет крупнейшей резиновой фабрикой России, известной нам как "Красный треугольник". В то время как Краузкопф на новой фабрике выпускал свою первую партию галош, фабрика Кирштена перешла его жене и сыну.
Image
Развитием фабрики стал заниматься Кирштен младший (мл.) - сын, которого на "Треугольнике" называли Андрей Андреевич на русс. манер. Но причём тут "Треугольник"? Дело в том, что Кирштен мл. предвидел очевидный проигрыш в борьбе с быстро растущем "Треугольником" и фабриканты договорились о слиянии фабрик, а уже в 1867 году младший вошёл в директорат "Треугольника" во главе с Краузкопфом. При этом у Кирштена уже была маленькая обувная фабрика на Карповке.
Image
Однако в 1882 году произошёл крупный пожар на обувной и Кирштен решает в этом же году перебраться на "Треугольник", арендовав там несколько корпусов и начать всё заново. Сейчас бы это назвали "кластеризация с перезапуском производства" :). Так в 1882 году на Обводном появился крупный обувной кластер под новым названием "Товарищество С-Петербургского механического производства обуви".
ImageИменно эту дату и принято считать годом основания "Скорохода". "Треугольник" "помогал младшему брату" т.к. Кирштен продолжал состоять в правлении резинового гиганта.
Image Так фабрика "Скороход" свои первые 16 лет проработала на "Треугольнике" - малоизвестный факт. К этому времени Кирштен мл. и его брат Эмиль приобрели небольшую кожевенную фабрику за Московской заставой. Однако с 1896 года "Треугольник" начал повышать аренду и Кирштен решает перебраться на кож. завод. Там он приобретает соседний участок на Заставской улице и заказывает проект новой фабрики. А в 1898 году переезжает с Обводного на Заставскую, где мы и привыкли видит "Скороход".
Image вид фабрики 1904г.
Image Это если очень кратко о становлении "Скорохода" на "Треугольнике".

Большой советский период работы фабрики затрагивать не будем. Но можно привести две характеристики, которые говорят сами за себя. Это численность штата и объёмы выпуска продукции. По численности рабочих: в 1917г - 5.000 чел, а к 1965г - уже 11.000чел. Выпуск обуви: в 1917г - 11.000 пар, а к 1965г - уже 75.000 пар.
Image
Теперь перейдём сразу к недавнему прошлому и настоящему. И тут стоит сказать вот что. В годы акционирования объединение "Скороход" в 1998м распалось на три фирмы: АО "Детский Скороход" (детская обувь), который расположился на Цветочной улице недалеко от головного предприятия и ещё работает, хотя его и пытаются обанкротить; АО "Скороход ВС" (обувь для армии), работает на главной площадке, хотя вроде как ликвидировано в 2015г. и АО "Скороход".

Сегодня комплекс корпусов на Заставской ул (гл. площадка) имеет статус регионального памятника. Однако не все исторические корпуса попали в зону охраны и возможно их снесут. Но основной комплекс обещают сохранить. Корпуса уже много лет сдают в аренду разным фирмам. Из обувного производства только пара цехов обуви для военных. Так же на Заставской работал фирменный магазин "Детского Скорохода". Я его застал в последние дни ликвидации. Так было до начала этого года. Сейчас объект приобрёл миллиардер Свиньин с целью редевелопмента в "креативный кластинг". На реализацию проекта дано 5 лет. Будем следить как говорится. А пока с объекта понемногу съезжают арендаторы. Объект готовят к первому этапу реконструкции.
Image
Сперва осмотрим часть корпусов кожевенного завода на открытой части территории. Это самые старые корпуса на территории. Этот кож. завод тут был ещё до "Скорохода". А после покупки их Кирштенами, пристраивались новыми корпусами. На плане 1894х года часть корпусов уже имеются.
Image
Симпатичный разрез одного из корпусов кож. завода.
Image
Для удобства буду подписывать номера корпусов как на спутниковом снимке. Итак, корпуса 15, 29, 30.
Image
Корпус 29. Корпус 1914 года. Он объективно считается историческим но по какой то непонятной причине его не включили в охранную границу памятника. Собственно на этом объекте 1\3 корпусов незаконно лишили статуса памятника. Незаконно потому, что архивные документы и натура подтверждают факт, что это исторические здания но чиновники решают их лишить этого статуса в угоду новому собственнику. Сейчас это увы обычная практика. Часть памятника лишают статуса и сносят под парковку. Скоро тут произойдёт тоже самое. Поэтому так важно хотя бы запечатлеть их облик для истории.
Image
Изначально корпус 29 это двухэтажное здание с цокольным этажом и одноэтажной пристройкой. В подвале были устроены рельсы с вагонетками. Третий этаж надстроили в советское время.
Image
Из всех корпусов статус памятника дали только корпусам 1, 1а, 4, 6, 23, 24, 25, 26,27. А корпуса 8, 3, 3б, 5, 14, 15 (а так же за пределами границы корпуса 28 и 29) - являются памятниками но лишены этого статуса, а значит их могут снести.
Архитектурный контраст вносят две ж\б арки-переходы 1920х годов, соединившие корпус 29 и 15.
Image
Из-за перепада этажности соседних корпусов эти переходы выполнены под углом, горкой, что придаёт им более интересный вид. Я бы и их не стал сносить. Тут требуется только ремонт.
Image
Надеюсь их не будут сносить.
Image
Противоположная сторона корпуса 29. Тут небольшой разрыв с корпусом 28 и устройство главных фабричных ворот.
Image
Ворота с другой стороны.
Image
Тут ещё сохранилась эмблема фабрики - надпись "Скороход" и сапожок.
Image
А лестниц тут кстати много...
Image
Корпус 28.
Image
По другую сторону корпус 15.
Image
А на этот счёт, можете пофантазировать сами :)
Image
Торец 15го.
Image
Корпус 26. Собственно тут граница открытой части территории.
Image
Однако обилие лестниц располагают к более тщательному исследованию...
Image
Ещё из интересного тут это эл. подстанция 1948 года пристроенная к торцу корпуса 14. Жаль не все дореволюционные корпуса на фасаде имеют год постройки. Иначе бы их было сложно лишить статуса памятника и снести ради автопарковки.
Image
А тут виднеется основной пром. комплекс на закрытой части территории фабрики. Теперь туда...
Image
Сперва заглянем в фирменный магазин детской обуви "Скороход" (ДС) рядом с фабричной проходной. Надо отметить, что магазинов ДС в городе три (на данный момент уже два). И первый из них практически на территории фабрики на Заставской улице. При том, что само производство ДС находится на площадке филиала неподалёку на Цветочной улице.
Image
Это маркетинговый ход - "память места". В советское время люди часто шли за товаром не в универмаги, а в заводской магазин т.к. там цены дешевле (нет наценки за логистику). Так же например и на "Треугольнике", завод давно не работает, а магазины с обувью там до сих пор есть. Люди по памяти идут за сапогами и галошами на завод. Но то, что они там покупают к заводу уже не имеет ни какого отношения. Поэтому из трёх магазинов "Скорохода" мне был важен именно фабричный. И мне повезло, я успел его застать за пару дней до закрытия! Почему закрывают фабричный магазин? Помните Свиньина? Всех арендаторов выселяют... Перед закрытием навсегда в магазине распродажа. Я хоть ничего не купил в качестве сувенира но зато немного поснимал на память.
ImageImageImage Теперь к проходной. Тут до недавнего времени под орденами висела ещё и эмблема фабрики. Куда она пропала не понятно...
ImageПроходим на территорию. Давайте сразу посмотрим памятники во дворе. Тут их три. Надеюсь они уцелеют при редевелопменте Свиньина.
Петвый и очевидно самый идеологически святой из них возвышается памятник Ленину на фабричной площади. ImageImage
Кстати в книжке по истории "Скорохода" есть фотография с этим памятником в лучшие времена... Единственный минус почти всех книжек по истории фабрик советского периода в том, что той самой истории там очень немного, а в основном дела партийные и полит. пропаганда.Image
Второй памятник в маленьком сквере чуть дальше. Это ещё один выдающийся политический деятель молодой советской республики - С. М. Киров.
ImageImage
Его памятная фотография так же присутствует в книжке. Причём сравнив снимки мы видим, что на заднем плане у одноэтажного корпуса пропала треугольная крыша с симпатичным окошком. Сейчас крыша плоская.
Image
Третий памятник это военный мемориал.
Image
Это административный корпус 1 с переходом 1а. Изначально трёхэтажный с надстроенным четвёртым этажом. Вход украшен двумя красивыми фонарями, которые сперва могут показаться историческими но это увы не так. Возможно в местном фабричном фольклоре их называют "Надежда и разочарование". Дело в том, что на ближнем фонаре изображён год - 1882 и сперва кажется, что это фонари с тех самых времён, а на втором изображён год - 1992, и становится понятно, что фонари символизируют ушедшую эпоху.
ImageImage
Но этот корпус вообще имеет массу интересных загадок и особенностей. Вот например. Вход в здание изначально и по проекту находился не в торце, как сейчас, а на лицевом фасаде перед площадью. Ещё один интересный факт это расположение лестницы внутри здания. По проекту она в одном месте, а по факту в другом. Это изменение произошло в момент строительства. Однако сохранился исходный чертёж проекта.
Image
Но в этом директорском корпусе сохранилось кое что ещё. Зайдём. ImageImageImage
На верхнем этаже сохранилась памятная мемориальная доска 1967 года. В административные помещения заходить не стал но уверен, что там ещё много интересного. Image
Ещё тут интересен переход в производственный корпус на втором этаже.
ImageImageImage
Теперь вернёмся во двор к площади. Как я писал выше Кирштен решает переехать с "Треугольника" на Заставскую в 1896 году. В этом же году заказан проект будущей фабрики. Вот этот проект. Ярко красным обозначены корпуса обувной фабрики, которые будут строить рядом с корпусами кож. завода. Тут корпус А (2) - главный производственный корпус; В (1, 1а) - директорский; R (3) - котельная; Е - вероятно газовый и компрессорная.
Image
В 1898 году новая фабрика уже построена, а в 1900е годы продолжается новое строительство и реконструкция кож. завода.
Image

В 1910 году проектируется второй большой производственный корпус, выходящий на Заставскую.
ImageImage Image Собственно этот же корпус изображён на первой странице книжки.
Image Но "Скороход" продолжал строить планы о развитии фабрики. Вот например предвоенный проект 1914 года о строительстве третьего производственного корпуса. Аналогичные проекты были и у "старшего брата" - "Треугольник". Это говорит о том, что оба предприятия имели большой спрос и были очень богаты. Но этим планам помешала начавшаяся война 1914 года и последующая революция 1917 года.
Image Практически в окончательном виде комплекс сложился уже к 1926 году. Это видно на плане фабрики этого периода.
Image Теперь осталось пройти по территории и по некоторым корпусам.
Тупичок между корпусами 1, 1а и 2.
Image Развилка между корпусами 4, 14, 25.
ImageImage Между корпусами 4 и 14.
ImageImage Корпус 4-5
ImageImageImage Корпус 4
ImageСледы переезда одного из бывших арендаторов.
ImageImage Корпус 25-26ImageImageImage Тут хорошо видно как эл. подстанция 1948 года пристроена к старинному корпусу №14.
Image А вот и забор, который мы видели в самом начале с открытой части территории.
Image Корпус 26-27
Image Корпус 3
Image Корпус 23
Image Он же. Имеется подвал.
Image Арка между 23 и 3
ImageImage Забор вдоль корпусов 23, 3, 2, 6 до Заставской улицы.
Image Арка в корпусе 4
Image Корпус 2-3
ImageКорпус 3-4
Image Корпус 4-2
Image Арка в корпусе 5
Image Корпус 4-2-3
Image Корпус 4
ImageImageImage Корпус 4.
Image Арка-переход в корпусе 25
ImageImage Корпус 25
Image И немного пройдём внутри корпусов. Корпус 15
Image Image Переход из 14 в 2. Корпуса соединены переходами и это удобно.
Image Image ImageImage
Корпус 4
ImageImageImageImage Корпус 2
ImageImageImageImage ImageImage Корпус 5
ImageImage Image Корпус 6
ImageImage Вид из корпуса 6 на соседнюю территорию.
ImageImageImage Тут ещё работает (работал) цех АО "Скороход ВС" - обувь для военных.
Image Верхний этаж корпуса 6
ImageImage Вид на корпус 2 и 1
Image Главная площадь.
Image А это лестница корпуса 6а. Тут уже во всю идёт ремонт помещений. Лестница уже готова.
ImageImage Вот собственно и всё на что хватило времени в тот день. Жаль только водонапорные башни не успел посмотреть. Такой вот вышел обзор с историческим уклоном. Впереди реконструкция и ремонт, а где то может и частичный снос корпусов. Всё это мы ещё увидим.
В планах инвестора Свиньина устроить тут "Лофт-квартал Скороход". Уже есть эскизный проект со сроком реализации до 2025 года. Будет очень интересно это всё наблюдать.
ImageImage
Snedronningen
Snedronningen написал 18 июня 2021 в 14:55
Ну, что тут сказать. Эталонный пост!

Хорошо, что фабрику оставят в "оригинальном виде".
+7
Ссылка | 2 отв.
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 18 июня 2021 в 15:13
Snedronningen: Спасибо. Но я бы сказал, что если он и эталонный то возможно в качестве именно краеведческого поста. И то я не доволен результатом т.к. не пофоткал в башнях и подвалах.
Хорошо, что фабрику оставят в "оригинальном виде"
- не уверен но надеюсь обойдётся малыми жертвами.
+4
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
Snedronningen
Snedronningen написал 21 июня 2021 в 02:28
Stimboy: да, в качестве краеведческого точно. Да и будем честны, это одна из немногих адекватных категорий постов на урбане. Полезно как минимум.
Stimboy
Aleksandr Treugolnikov Stimboy написал 4 августа 2021 в 14:29
Начало августа 2021г. На "Скороходе начался первый этап реконструкции. Начали сносить пристройки, а так же вырубили все деревья на главной аллеи. Так же демонтировали памятники Ленину и Кирову (на фото отмечено где они были). Не думал, что даже памятники демонтируют. Интересно куда их дели и вернут ли их...
Image
Только жители сайта могут оставлять комментарии.