
Для своей зимовки летучие мыши предпочитают темные влажные помещения со стабильной температурой выше нуля, хотя некоторые виды выдерживают кратковременное охлаждение до минус 4 градусов. В искусственных условиях мыши успешно зимуют в специальных мешочках, подвешенных в бытовом холодильнике: зверьков, выбравших неудачные места для зимовки, спасают таким образом зоологи. Идеальным местом для зимовки являются пещеры, однако в Беларуси есть всего одна естественная пещера и поэтому было решено поискать их искусственные аналоги. Идеальным вариантом как раз оказались заброшенные военные бункеры, разбросанные по лесам в окрестностях Минска. Не исключено, что мыши зимуют и в дотах Минского укрепрайона («линии Сталина»), однако до изучения этих объектов ноги пока не дошли. Один из исследованных бункеров представляет собой довольно масштабное одноуровневое подземное сооружение из кирпича и железобетона с тамбуром и четырьмя или пятью боковыми помещениями.

Бункер, по всей видимости, использовался в качестве заглубленного командного пункта, однако он полностью разорен мародёрами, поэтому о его точном назначении остается лишь гадать. Несмотря на полный «дестрой» внутри бункера, там достаточно чисто и небольшая свалка мусора есть лишь в одном из помещений. Сам объект, как и многие другие заброшки, обладает своей собственной мрачной эстетикой, например, довольно брутально выглядят сводчатые железобетонные потолки тамбура, за которым находятся ведущие в темную неизвестность двери (а точнее дверные проемы, ибо сами двери давно сданы на металлолом).

В боковых помещениях свет фонарика выхватывает из мрака висящих в углах и щелях между плитами перекрытия рукокрылых: место поисков оказалось верным и здесь действительно зимуют летучие мыши. По определению зоологов это поздний кожан – одна из крупнейших летучих мышей Беларуси. Поздний кожан проводит в состоянии гибернации (спячки) до 7 месяцев в году. При этом все жизненные процессы в организме животного замедляются до такой степени, что оно делает вдох всего один раз за 15 минут. Несмотря на яркий свет фонарика и щелканье затвора камеры мыши остаются безразличными к происходящему.
К другому объекту меня неожиданно вывели следы лося в глухом лесу в окрестностях бывшего танкового полигона. Интересно, что на Викимапии данный объект отсутствует. Летучих мышей в бункере не оказалось, однако была найдена их потенциальная пища в виде бабочек «павлиний глаз» и «зубчатокрылая совка» – это одни из немногих видов бабочек, зимующих в состоянии имаго, то есть в виде взрослых особей.

На стене бункера была обнаружена надпись «в/ч 04147 п/п-к Лещинский», которая позволяет атрибутировать данное сооружение к 120-й Отдельной механизированной гвардейской бригаде, учения которой производились на близлежащем полигоне.

В лесу неподалеку от бункера был найден очень фотогеничный полуистлевший противогаз, повешенный на дерево предположительно черными копателями, которых я однажды встречал в этой местности. Клочья разлагающейся резины органично сливаются со свисающим с ветвей дерева мхом и с течением времени этот противогаз, вероятно, сам покроется мхом, окончательно растворившись в природе.

К бункеру примыкает большая яма, на противоположном конце которой находится блиндаж с наклонной наружной стенкой, отверстие в которой также выполнено под углом к вертикали и когда-то закрывалось крышкой, о чем свидетельствуют сохранившиеся петли. Назначение этого блиндажа является непонятным, так как вести стрельбу через отверстие с таким углом наклона, по меньшей мере, неудобно.

