написал 23 июня 2022 в 01:22 [ Назад ]

80 км по пустыне Байконура. Бураны. Энергия. Май 2022

Как пройти 80 км по запретной зоне за два дня, увидеть всё, забраться на самое высокое здание на Байконуре, встретить полицейского и уйти красиво.

В конце статьи ссылка на видео моего похода

Я только что посмотрел на корабли, ржавеющие в песках бывшего Аральского моря, теперь пришло время посетить космические корабли, ржавеющие в пустыне Казахстана.
Нелегальное посещение Байконура было в планах у меня давно. Не то, чтобы план, но я точно собирался это сделать рано или поздно.
35км по голой пустыне в одну сторону под покровом темноты…
Ничего сверхсложного. Те же дистанции, и большие я прошёл по Чернобыльской зоне, и тусил там пять суток, а не полторы, как тут.
Не составляет труда найти местоположение ангаров с «Буранами» и «Энергия-М» в интернете.
Я не был до конца уверен, хочу ли я идти, но звёзды сложились так, что я проезжал мимо Байконура как раз, когда нужно начинать топать через пустыню и у меня была с собой еда (это редкость) и даже 1.5 литра воды. В 21:30 я вышел из машины у точки начала маршрута.
Зашёл в кафе, поел и попил чай перед началом пути. Хозяин кафе спросил, что я тут делаю, и я ответил, что путешествую.
- “Ааа, а то ходят тут всякие иногда на Байконур…„
Зачем ходят туда? - спрашиваю.
“Экстремисты…„ - был ответ.

В 22:30 начал путь, набрел на кладбище, где скинул часть вещей. Оставил надпись, что я вернусь за вещами и контакты свои.
Этой ночью была Новая Луна, чёрное небо было усыпано звёздами, и лишь небольшие light pollutions создаваемые объектами космодрома.
Первый час я был на подъёме. Впервые со времён Чернобыля я совершаю подобный эпик поход к заброшенному и охраняемому объекту!
Шёл я в полной темноте, ориентируясь по колее машины, чуть освещаемой звёздами. Как и в Чернобыле - подобная еле видная тропа лучше различима в темноте, а при включении фонарика - это было просто поле на вид.
В один из моментов я услышал рядом громкое фырчанье/рычание. Включил фонарь… В Чернобыле то был кабан, а здесь это оказалась дикая лошадь. Мы оба были весьма удивлены присутствием друг друга
Дорога вскоре повернула в противоположную сторону, а я пошёл напрямую через сопки и кустарники
В 2:40 я остановился на привал. Я прошёл ровно полпути - 17км.
В оставшиеся 17 км я пресёк пару дорог и обогнул какой-то ярко освещённый объект от греха. Рассвет обещал случиться в 5:50 и достигнуть Ангара с «буранами» до наступления рассвета я не успел…
Делать было нечего. Я уверенно шёл через чистое поле, видел пару проезжавших через поля машин, так же уверенно я дошёл до Ангара. Никакой охраны, кроме одной машины, никаких обещанных патрулей, прожекторов и песка, где будут отчетливо видны следы проходящих… только горы равномерно разбросанного ракетостроительного мусора.

80 км по пустыне Байконура. Бураны. Энергия. Май 2022

Машина стояла у одного из углов Ангара, так что я пошёл к противоположному углу. Внутрь через второй этаж, по срезанной пожарной лестнице. Пришлось немало постараться и использовать навыки rock climbing (серьезно)
В 7 утра я был внутри.

Помещения полные документов и остатков запчастей. Всё гнилое, ржавое, осыпающееся.
Сразу же поднялся на один из верхних этажей и растянул гамак от выбитого окна до железной лестницы. Здесь красивый вид и чисто - ветер сдувает основной мусор.
Сначала спать, потом осмотр.

Рисуночек, конечно мой

Поспал до полудня, после бранча наконец начал изучать находку.
Гигантское помещение, в котором поместится несколько многоэтажек. Невероятных размеров ворота, как будто созданные великаном. От вида челноков внизу пробежали мурашки по коже. Весь этот объект сделан из железа. Всё здесь громоздкое и по-советски суровое. Перекрытия и полы упрямо сдерживают давление собственной массы, но видно, что продлится это ещё не долго.
Крутой вид с крыши на окрестности,а вот в помещениях особо нечего смотреть - все интересное давно украдено.

80 км по пустыне Байконура. Бураны. Энергия. Май 2022

Вид же на бураны со всех этажей уникален и впечатляющ.
Эпик.

Интересно представлять, что всё это когда-то действовало - лифты, ворота, трапы, прожектора… что здесь работали сотни человек, каждый делающий свою работу, обхаживающие этот космический челнок, как муравьи обхаживают матку.
Оказалось сложной задачей спуститься непосредственно к кораблям - снова понадобились навыки скалолазания.

Прошёлся по крыльям обоих челноков. Вход в кабину находится на высоте метров 4х и выглядел очень стремно. Нужно съехать к краю закруглённого крыла, прыгнуть и зацепиться за открытую дверцу, надеясь, что она выдержит. Путь же назад из кабины в два раза опаснее, и это при условии, что дверца выдерживает человеческий вес.

Вообщем я не стал рисковать жизнью (в этот раз) и пошёл гулять по подвалам Ангара:) Судя по всему эти сырые холодные коридоры простираются под всем комплексом. В одном из тупиковых коридоров я нашёл лежанку с несколькими противогазами, запасами поеденной мышами еды, фиксатором колена, запасами презервативов и тампонов. Страшно представить, что за инвалиды такие тут весело проводили время в своих этих противогазов с хоботами.

6 вечера. До заката ещё полтора часа. Почему бы не сходить к Ракетоносителю сейчас, а не ждать завтрашнего дня, как советовано?
Патруль я видел всего раз за время своей 5 часовой прогулки по зданию - белый уазик мирно объезжал здание по периметру.
Я вышел на улицу и пошёл к почти 200метровому зданию с ракетоносителем. Уазик стоял вдалеке у кпп, я уверенно шёл по территории, похожей на локацию «мусорная свалка» из сталкера, обогнул несколько заграждений из колючей проволоки и вот я тут!
Войти внутрь Ангара с ракетой было гораздо проще - первое же окно уютно поддалось мягкому нажатию моей нежной ладошкой. И видно, что здесь побывало гораздо меньше народу, чем у челноков.
Нужно быть осторожным - в полу есть зияющие чёрные дыры метров 6 глубиной.
Я вышел на середину залы… и буквально открыл рот!

80 км по пустыне Байконура. Бураны. Энергия. Май 2022

Так как размеры помещения невозможно охватить взглядом полностью не задрав голову.
Ракета меня впечатлила гораздо больше буранов. Сохранность места, невероятные размеры и относительная чистота. Я насчитал 15 ярусов по 5-6 метров каждый. В закатном солнце, проникающем сквозь щели и выбитые/пыльные окна это все выглядело монументально!

Снова путь на самый верх. Последний кусок пути на крышу проходил по наружной лестнице со страшным полом состоящим из отверстий и включающий совсем немного собственно пола. Одной из стен не было. Зацепится шнурок за одну из дырочек, споткнёшься и полетишь на сотню метров вниз. Падение Икара на закате. Неплохая смерть.
Один раз я таки спотыкнулся, обматюгал себя, но выжил. Встретил на ещё тёплой крыше закат, осмотрел местность, увидел хороший путь и был таков…

80 км по пустыне Байконура. Бураны. Энергия. Май 2022

Я собирался этой же ночью пройти 30 км назад к дороге.
Сразу же, не дожидаясь темноты пошёл вдоль забора в сторону музея. Без опаски проходил вдоль домов и топал под фонарями. На заброшенной асфальтовой дороге у музея и торчащего хвоста ещё одного бурана я прилёг отдохнуть. Как-то так вышло, что я и спальник достал, чтоб удобнее отдыхать и как-то так вышло, что уснул вместе с солнцем…
Ночью рядом со мной пили водку и горланили «выйду ночью в поле с конем» какие-то светила русской науки, а бабы просто ржали, как будто их щекочут под коленками.

Проснулся в 7 утра. Бодрое утро. Допил остатки своих 1.5 литра воды и пошёл.

Какой-то мужик в камуфляже не отреагировал на мое приветствие. Вот подонок! Мог бы хоть поинтересоваться, кто я такой, и что я тут делаю!
Меня ждал путь в 30 км по постепенно нагревающейся степи.
Патроны, ящерицы, хрустящая грязь пресохших водоемов, микросхемы, тюльпаны, дикий лук, медная солдатская бляха 65 года, черепушки тушканов - вот что встречалось мне под ногами за эти 6 часов.

Я мечтал о воде.
Было жарко, и я шёл в одних трусах, хотел даже без, но опасался хитрых взглядов тушканчиков. Без обуви тоже пробовал, но быстро проколол ногу верблюжьей колючкой.
Вообщем в одних трусах в голом поле меня заприметила патрульная машина. Я ее тоже заметил и стал в спешке натягивать штанишки, дабы быть задержанным хотя бы в презентабельном виде. Машина в это время повернула и погнала прямиком ко мне.
Только успел натянуть второй ботинок, а машина уже тут как тут. Там полицейский, или кто он, с мальчишкой.
Затормозил.
-Спасибо
Смотрит на меня.
-«Гуляешь тут?»
-Типа того - сказал я своим сгоревшим личиком
-«Ну гуляй. Лошадей диких посмотри.»
И уехал!
Похоже я случайно послал мысленный сигнал в космос (не даром же я на космодроме), а этот дяденько случайно его принял. Думаю, у него в голове вдруг сама собой появилась мысль - вон там в поле парень к красных трусах и он хочет воды. Вот он и приехал.
Более логичного объяснения произошедшему я не вижу

Вообще это было счастье! И оставшиеся 8 км до шоссе я прошёл на ура! Глянул по пути заваленную шахту межконтинентальной ракеты с россыпью микросхемам по всей округе.
Рюкзак мой был на месте.
Ноги тяжелы, спинища убита, рожица красная и довольная

Фото и видео:
Instagram.com/Skolaniya
www.reddit.com/u/ILUVYOURMUM/

Видос похода (Rus+Eng):
youtu.be/J29xBozuvFk

Skolaniya о себе:

Путешествую 9 лет. Почти 100 стран мира. Самые крутые и опасные заброшки мира.
5 дней нелегально в Чернобыле
80 км по пустыне в Байконуре к буранам и ракетоносителю
Заброшенный крокодиловый питомник с 200+ Живыми аллигаторами
Завод по производству патронов полный боеприпасов
Секретный охраняемый бункер с истребителями внутри скалы
Город заброшенных неразворованных пятизвездочных отелей в Австрии
Ржавые корабли в барханах пустыни, где когда-то было море
Заброшенный особняк художника полный конопли в Греции… итд