
Шахтный стартовый комплекс ракет средней дальности Р-12, по классификации НАТО SS-4 SANDAL. Те Р-12, которые мы почти разместили на Кубе и из-за которых разгорелся Карибский кризис. Для интересующихся ссылка militaryrussia.ru/blog/topic-376.html
Идущая от дороги бетонка, упирается в первое КПП. Оно разрушено, но рядом построен домик, есть шлагбаум и грозные надписи. Подъехали, убедились, что информация верна. Вдобавок охрана на месте – стоит за шлагбаумом легковушка. По описаниям в интернете - кто-то выкупил часть земли и тихо пилит лес и металл (что впоследствии и подтвердилось). Охрана машины и людей не пропускают, грозят приездом начальства и пугают рассказами о клещах, радиации и овчарках в лесу. Так же, по отчетам, дизельная электростанция на территории военного городка рабочая, находится под сигнализацией и при проникновении приезжает охранник с СМ.
Интрига!
Развернулись, доехали до дороги и решили идти в обход. Пошли пешком по бетонке, как только появился домик на КПП, свернули в лес.
Поваленные скользкие деревья, редкие кочки, мох, болото. По карте там всего с километр. Шли, не приближаясь к КПП, ориентируясь по ЖПС и лаю собаки. Совсем не заметил, где была колючка – а ведь тогда, наверняка было хорошее охранение объекта.
Вышли на окраины городка. Расчехлили фотоаппараты и начали обследовать здания.


Баня и сауна


Овощехранилище с вполне годными 2-х метровыми бочками и черпаком.
Дизельная электростанция действительно есть, но не на сигнализации. Внутри – здравствуй СССР. Плакаты, инструкции. Металл потихоньку пилят, рядом следы лесозаготовки. Обследовали второй этаж, дизели.


Дизельная
Городок, как потом оказалось, самое интересное место, но решено временно отложить его исследование и топать к пусковым шахтам.
Путь пролегал через второе, недействующее КПП и весовую, но поскольку мы шли с другой стороны, то не увидели эту интересную сторожку. (фото не мое, до похода видел в инете, интересно для иллюстрации похода).

Плутоний может и проезжал, через эту весовую, (точных данных о БЧ я не искал) но не лопатой же его грузили в боеголовки. А еще там возили и прочие опасные штуки. Ракеты Р-12 жидкостные, керосин + азотная кислота, гептила вроде не было. Короче, надписи для острастки.
От городка путь около 1.5 км. По пути встречаются брошенные вещи семей офицеров.

Наконец, мы у цели. Покосившиеся стелы с призывами. 1964 год. Напоминание из устава о важности несения дежурства.


перед шахтами
Осмотр шахт снаружи. Крышки задвинуты, сами шахты из 25 метров, больше чем наполовину, залиты водой.

шахты
По описаниям, между шахт арендатор держит пчел. Так и есть – 20-30 ульев. Летом наверное весело.

Надо искать вход. Сам комплекс представляет собой следующее подземное сооружение

Вход найден. Внутри – голые стены. Все вынесено, нет даже проводов.


Нижний этаж затоплен.

затопленные уровни
Проходы по коридорам свободны, пробрались к шахтам, внутрь на лесенки не полезли – с собой ни веревок, ни страховки.


Шахты
Помещение для хранения топлива. Емкость вынесли, пробив стену.

Ряд помещений, гермодвери все уже сняли. Пол отсутствует.

Внутри влажно, в углах иней. Раньше были установки для поддержания микроклимата, душевые для персонала.

Кстати, километрах в 30 от этого комплекса, располагался зенитно-ракетный комплекс С-75 «Двина», именно те С-75, которые сбили самолет-разведчик Пауэрса. Подобные комплексы располагались для защиты ракетных шахт, АЭС и т.п..
Обратный путь был недолог. Вплотную занялись военным городком. Первой попалась медсанчасть – ванны, боксы, кабинеты. Плакаты 80-х, герой фильмов. Обвалившиеся обои, отслаивающаяся краска.

медсанчасть
Казармы, актовые залы, бытовки, столовые. Поиски артефактов. Среди трофеев – тарелка с надписью «Общепит». Журналы дежурств, хоз. отчетность. Помещения использовались частично до 2003-2005 года, но основная часть построек конечно заброшена с 80-х.


разные помещения

Стемнело, пора возвращаться. В болото сильно не хотелось. Посовещавшись, решаем идти через КПП. Натягиваем капюшоны, прячем фотики - и вперед. Свет в домике горит, но вокруг тишина. Собаки залаяли только после того, как прошли КПП. На свободе!