
Позавчера я вернулся из B.A.S.E.-экспедиции в Чернобыльскую зону отчуждения. Буря эмоций и впечатлений пока ещё не успела утихнуть. Позади остались километры дорог, тропинок и звериных троп с периодически менявшимися пейзажами, красота которых не может оставить равнодушным даже самого чёрствого человека.
Как всегда, все самые интересные вещи возникают в нашей жизни спонтанно. Однажды, когда я сидел перед монитором, мне пришла в голову мысль: «А не прыгнуть ли мне с ЗГРЛС "Дуга"?». Я уже давно хотел это сделать, ещё с того момента, когда мне на глаза попалось видео первых прыжков с этой антенны. Если люди смогли туда попасть нелегально и осуществить задуманное, значит и я смогу это сделать. Через 10–15 минут интернет-поисков были найдены контакты возможных сталкеров-проводников. Кстати, прошедшие семь дней экспедиции были проведены в компании сталкера, который первым откликнулся на мою просьбу. Должен признаться, что до недавнего времени я относился к сталкерству как к ребячеству, свойственному подросткам и людям, которые слишком много времени провели перед мониторами, играя в одноимённую игру. Я был циничен и меня интересовал исключительно B.A.S.E. jumping. Все остальные сопутствующие моменты для меня казались глупыми детскими играми. Сейчас я понимаю, что ошибался. Прошло несколько дней, прежде чем я изменил своё мнение. На мою удачу проводник оказался хорошим интересным человеком сорока двух лет с большим жизненным багажом за плечами и очень непростой судьбой. Некоторые из своих походов он провёл в одиночку. Таким и должен быть настоящий сталкер, как мне кажется. Он очень тщательно и ответственно подошёл к организации нашего путешествия, а результат этой прогулки превзошёл все мои ожидания.
Около трёх часов дня я встретился на вокзале в Киеве с моим проводником, и мы направились в супермаркет, чтобы купить всё необходимое для нашего путешествия. Время, которое мы планировали провести в «зоне», регламентировалось объёмом нашего провианта. Питание у нас было двухразовое, почему-то больше есть не хотелось. Наш ежедневный рацион состоял преимущественно из тушёнки, рыбных консервов, гарниров быстрого приготовления (картофеля или вермишели), бутербродов из засоленного сала с хлебом или сухарями, крепкого чая и сладостей. Иногда лакомились вкусными яблоками, найденными по пути в Припять и в самом городе. В некоторых местах в лесу нам попадалась ягода. Но в большей степени она была высушена солнцем и скорее была похожа на основу компота из сухофруктов. Запасы воды мы пополняли в реке и местных источниках. Перед питьём воду очищали при помощи походного фильтра.
Ночью мы вошли в «зону» и направились к заброшенному селу на ночлег. Проснувшись утром, мы перекусили, пересекли реку вброд и, придерживаясь звериной тропы, направились в сторону дороги к ЗГРЛС «Дуга».


Мне открылся удивительный мир ЧЗО. Некоторое время, ощущая тяжесть переходов между локациями, я не мог поверить в то, что всё, что я вижу – реальность, а не сон или какая-то фантазия. Первыми нас встретили местные надоедливые насекомые, внешне похожие на маленькие луноходики, с крыльями и без. Они упорно застревали в волосах и неистово щекотали везде и всюду, куда только могли забраться. У меня возникло ощущение, что зона отчуждения живёт по своим собственным неоспоримым законам, не оставляя ни единого шанса нарушителям. Однако со временем ко многому привыкаешь: и к тетеревам, внезапно вылетающим из чащи леса, и к одинокому лосю, который на зорьке, подобно корове на выпасе, зовёт своих сородичей.
Предварительные планы по количеству прыжков с разных объектов были поистине наполеоновскими. Однако по факту прибытия на местность стало очевидным, что придется вычеркнуть несколько объектов из своего списка, так как совершить прыжки с них было невозможно физически.
Первым пунктом для осуществления прыжков был комплекс ЗГРЛС «Дуга». Следует заметить, что зона отчуждения – довольно хорошо посещаемое место нелегальными туристами. По дороге на «Дугу» мы встретили первую группу сталкеров. Пять возмутителей спокойствия принесли с собой сорок литров пива и коньяк. Они поселились в одном из зданий и устроили там дискотеку. Эта выходка была замечена охраной, и парням пришлось покинуть территорию объекта, предварительно разрешив вставший ребром финансовый вопрос. Мы были более аккуратны и осмотрительны. На «Дуге» мы провели всего одну ночь. Утром, находясь на одном из пролётов антенны, я почувствовал секущий ветер в лицо, и принял решение прыгнуть с «Дуги» на обратном пути из Припяти, в надежде на более благоприятные условия. Спустя часа полтора мы были на пути в Припять. Наш маршрут проходил через перевалочный пункт сталкеров – МТС (машинно-тракторная станция).

В этом пункте находится троллейбус, где можно спокойно передохнуть и поесть перед дальнейшей дорогой. На столе в троллейбусе лежит дневник с записями людей, посетивших это место. Здесь же некоторые сталкеры оставляют излишки провианта, на случай, если он кому-то из последующих посетителей окажется необходимым. Перекусив и немного передохнув, мы продолжили свой путь. По нашему графику мы должны были вечером войти в Припять. Дорога была тяжёлой, вода была на исходе. Наш путь проходил через опушку леса и дорогу, расположенную рядом со знаменитым Рыжим лесом (в дни трагедии он стал рыжим за очень короткий промежуток времени из-за сильного радиационного излучения). Особенность этой дороги, равно как и «дороги жизни», заключается в том, что за её пределами уровень радиационного излучения превышает допустимую норму в несколько десятков раз.

Вечером мы вошли в Припять. Обустроившись в одной из множества пустующих квартир, мы решили пополнить запасы воды. На выходе из подъезда мы встретились со второй по счёту группой сталкеров за всё наше путешествие. Ребята поделились с нами некоторыми рекомендациями по обстановке в городе. Набрав необходимое количество воды, мы поужинали и легли спать.
На следующий день мы запланировали небольшую обзорную экскурсию по центру города и прыжок с одного из портовых кранов, стоящих на берегу Яновского затона. Природа, неустанно поглощающая следы деятельности цивилизации, поражала моё сознание.



Один разок нам даже пришлось убегать от возможного преследования, мимо уныло стоящих зданий на центральной улице: в тот момент, когда мы фотографировались, на улицу внезапно выехала машина, и нам пришлось тут же нырнуть в заросли кустарников и бежать как можно дальше от этой нежелательной встречи, которая нам сулила мало хорошего. Затем мы направились к Яновскому затону через ПВЛРО «Песчаное плато»(пункт временной локализации радиоактивных отходов). Когда мы пришли к портовым кранам, ветер оказался достаточно сильным для адекватного прыжка – около 8 м/с. Решено было перенести его на утро.

В тот же день, под вечер, в Припяти мне удалось благополучно прыгнуть с одной из 16-этажек, носящей имя «Фудзияма» в сталкерском сообществе.

На следующее утро я совершил прыжок с портового крана. Вечером этого дня нам предстояло уйти из города, чтобы вернуться к заветным антеннам. Наш путь проходил по «дороге жизни». На ночной дороге нам встретился дружелюбный лисёнок, который успешно «отжал» у нас остатки ванильных сухарей с изюмом и вдобавок один леденец. По дороге к МТС с расчётом на заведомо неуютный ночлег в троллейбусе, который в ту ночь больше походил на холодильник, мы встретили двух сталкеров. Пообщавшись с ними некоторое время и уточнив обстановку в окружающей местности, мы продолжили идти в направлении перевалочного пункта. На следующее утро, проснувшись под мычание нескольких лосей, мы собрались и вышли на вторую часть нашего маршрута к «Дуге». В первой половине дня мы были уже на месте. Вечером планировался прыжок.





Поднимаясь очередной раз на большую антенну, я снова почувствовал, как секущий в лицо ветер уже словно издевается надо мной. Сила ветра составляла около 1 м/с. На этот раз я решил прыгать, несмотря на серьёзный риск. В течение трёх неполных дней мне удалось прыгнуть с обеих антенн: три раза – с большой и один раз – с малой. Стоит заметить, что за всё это время ветер с адекватным направлением был всего однажды. На протяжении двух прыжков ветер дул, засекая в лицо, и один раз ветер был буквально «лобовым».






Утром после заключительного прыжка мы направились в сторону границы «зоны». Наш лимит возможного пребывания здесь подходил к концу.

По пути от «Дуги» мы встретились с последней группой молодых сталкеров, оказавшихся на нашем пути за период всего путешествия. В группе было два человека, и этот поход стал вторым по счёту для одного из них. Второй же молодой человек был здесь впервые. Они направлялись к «Дуге», чтобы достойно провести свой уик-энд. Следует заметить, что это отличная альтернатива пропитанным алкоголем вечерам со всеми вытекающими из этого последствиями.
Вечером этого же дня мы планировали подойти к окраинам зоны отчуждения, а ночью должны были покинуть её территорию. По пути из «зоны» я не жалел заряда телефона, фотографировал каждую мелочь, которая хоть как-то привлекала моё внимание. Хотелось прикоснуться ко всему живому и не дать ничему ускользнуть от моих глаз. Ночью мы благополучно пересекли границу зоны отчуждения, а утром выехали в Киев, где уже вечером я ожидал прибытия своего поезда.
В Киеве не обошлось без курьёзов. За мгновение до того, как проводить сталкера на автобус домой, я встретился со своим старым другом, с которым не виделся несколько лет. Я очень хотел отведать местную дыню. Вопрос был решен быстро, и приобретенная в супермаркете неподалеку от вокзала дыня уже ожидала жестокой расправы. Мы обустроились на небольшом пустыре у обочины, в нескольких метрах от дремлющих на солнце, судя по всему, лиц без определённого места жительства, с лицами, подёрнутыми кабацким загаром. Ножа под рукой не оказалось, и дыня была разрезана ручкой столовой ложки. Сидя на корточках, с большим аппетитом я стал уплетать сочную мякоть дыни. Проходившая мимо девушка с фотоаппаратом пыталась украдкой нас сфотографировать, но затем, увидев, что я нахожусь в тени, попросила меня переместиться на свет, чуть ближе к ней. Фото передать отказалась, сослалась на то, что фотоаппарат с плёнкой, и тут же ретировалась. Я же долго смеялся с другом, указывая ему пальцем на наших пропитых соседей и то, что мы нашли такое забавное место для приёма пищи.
Проведя некоторое время в компании моего друга и обсудив житейские мелочи, погрузившись в воспоминания о прошедшем подходе, я остался ждать свой вечерний поезд в Москву, а в Москве, в свою очередь, меня ожидала работа, без права на отдых после моего увлекательнейшего и по-настоящему необычного путешествия. С подводной лодки на корабль, без каких-либо иных вариантов.