Из жизни любителей электричества...
В 2015 году нижегородскому трамваю исполняется 119 лет. Почти юбилей, и, как вы уже догадались, к этому событию будет приурочен этот пост. Тех, кому интересна эта тема - прошу под кат :)
Смотреть трамвайки ->
Для начала немного истории. Открытие трамвайного движения в Нижнем Новгороде было связано с открытием Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года. Период Первой мировой войны был весьма сложным для нижегородского трамвая - все пришло в упадок, движение было прекращено в 1919 году. Но, когда, казалось бы, надежды на возрождение уже не было, улицы нашего города вновь услышали лихие переливы трамвайного звонка в 1922 году, после окончания Гражданской войны. Начались работы по капитальному восстановлению путевого хозяйства и подвижного состава, несколько лет находившегося не у дел.
10 октября 1927 года было построено городское кольцо, а старые узкоколейные линии для вагонов "Элрикон" (см. ниже) начали стремительно демонтироваться, а колесные пары вагонов переделываться под новую колею.
В 1932 году трамвай добрался и до нового тогда еще только построенного Горьковского автозавода.
В 1941 году практически все мужчины из работников трамвайной линии были призваны на фронт, их место заняли женщины - бывшие кондукторы, маляры и уборщицы. Продолжительность рабочего дня выросла до 12 часов. Возник резкий дефицит электроэнергии, а поскольку на то время вагоны еще и не отапливались, работать на трамвае стало практически невозможно. Кроме того, большая часть трамвайных линий подвергались постоянным бомбардировкам рейховской авиации, после чего трамвайщикам приходилось прилагать немалые усилия для восстановления движения.
Новый период восстановления трамвая начался только через несколько лет после окончания войны - 1948 году, когда Горьковский вагоноремонтный завод снова встал на мирные рельсы. Проводились субботники по восстановлению путевого хозяйства, закупался новый подвижной состав в виде вагонов КТМ-1 (ни один из которых до нашего времени не сохранился).
А в 1947 году в Горьком появился троллейбус, который, вместе с трамваем образовал Трамвайно-Троллейбусное Управление и остается неразрывным с ним по сей день. В том же, 1947 году, в город поставили новые вагоны МТВ-82 (см. ниже).
Второе городское кольцо проложили в 1956, трамвай опоясал Сормово - рабочий район кораблестроителей.
В начале 1977 года был разработан проект строительства скоростного трамвая, но уйти под землю ему так и не дали в связи с началом строительства метрополитена, который продублировал уже имеющуюся трамвайную линию на проспекте Ленина (впоследствии демонтированную в начале 21-го века).
Хаос 90-х сильно затронул жизнь нижегородского электротранспорта, но в 2011 году был принят план по развитию нижегородского трамвай, в котором говорилось, что протяженность линий к 2020 году должна быть увеличена аж на 35 процентов, а это немало, если по состоянию на 2015 год длина линии суммарно составляет 77 километров, что для Нижнего довольно прилично.
Итак, минутку истории считаю законченной, перехожу к самой мякотке - подвижному составу.
1. Двухосные моторные вагоны "Элрикон", построенные в 1929 году на Сормовском заводе. До 1958 года работали на линии. Списаны 28 ноября 1969 года. В 90-х восстановлены и переданы в музей.
Управление "Элриконом" - сущий минимализм.
Вагоны на то время были открытыми и неотапливаемыми.
2. Вагон серии X, выпускавшийся с 1928 по 1941 год на Мытищинском Машзаводе и Усть-Катавском вагонзаводе. В Горький поставлено 99 вагонов этой модели. Эксплуатировались до 1967 года. В музее с 1995 года.
Рабочее место водителя.
3. Этот МТВ-82 - настоящий долгожитель нашего города. Служил верой и правдой в период с 1955 до 2011 года, после чего отправился на покой.
Один из его собратьев - РМ-6, который тоже в свое время работал с пассажирами, а после стал самоходной крановой платформой.
4. "Аквариум". Он же ЛМ-57, выпускавшийся Ленинградским вагонзаводом в 1957-69гг. В период с 1961 по 1968 год в Горький поставлено 72 вагона, работавших до 1983 года.
5. А это РВЗ-6, выпускавшийся в период 1961-1988 годы Рижским ваногзаводом (RVR). В Горьком насчитывалось 524 вагона разных модификаций. Данная модель поистине стала "иконой" нижегородских трамвайщиков, получив звучное латинское прозвище "Rex". Их использовали, чинили и снова отправляли на линию до тех пор, пока это было возможно, вплоть до надлома в раме или конечного выхода из строя пневматики. Ничто не вечно, так что последние трамваи серии РВЗ-6 были отстранены от работы с пассажирами в 2005 году, но некоторые из них продолжили свою службу в качестве спецтехники во всех депо города. А в мае 2015 года один из них, бывший сетеизмеритель, после многих лет простоя, вновь вернулся на линию для работы с пассажирами не в качестве музейного экспоната.
6. Вагон РВЗ-7 с теристорно-импульсной системой управления, выпускавшийся опытными партиями с 1974 по 1978 год. Всего в городе насчитывалось 14 таких вагонов, которые работали до 1982 года. Данный вагон гнил более 25 лет в "мертвяке" депо №2, после чего неимоверными усилиями был восстановлен, но так и не стал ходовым по-техническим причинам.
7. ЛМ-49, Ленинградского вагонзавода (1949-1960). В город поставлено 63 вагона, использовавшихся до 1980 года. В музее находится с 1996 года.
Помимо всех этих трамваев, в Нижнем Новгороде по сей день эксплуатируются вагоны других моделей - КТМ, Tatra, ЛМ и др. В виду особо отношения к данному виду транспорта в городе, они еще долго не покинут строй и будут радовать нижегородцев яркими переливами звонка и блеском краски.
Многие Tatra T3 уже канули в небытие, но по-прежнему трамваи этой модели можно увидеть на нижегородских улицах - как и старые, потрепанные, обклеенные рекламой, так и прошедшие КВР в Москве, блестящие, со свежей краской на бортах.
"Молодая гвардия"...
...и "ветераны"
Ну и, конечно же, братья-троллейбусы ЗиУ-5 и МТБ
Спасибо за внимание!)
Смотреть трамвайки ->
Для начала немного истории. Открытие трамвайного движения в Нижнем Новгороде было связано с открытием Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года. Период Первой мировой войны был весьма сложным для нижегородского трамвая - все пришло в упадок, движение было прекращено в 1919 году. Но, когда, казалось бы, надежды на возрождение уже не было, улицы нашего города вновь услышали лихие переливы трамвайного звонка в 1922 году, после окончания Гражданской войны. Начались работы по капитальному восстановлению путевого хозяйства и подвижного состава, несколько лет находившегося не у дел.
10 октября 1927 года было построено городское кольцо, а старые узкоколейные линии для вагонов "Элрикон" (см. ниже) начали стремительно демонтироваться, а колесные пары вагонов переделываться под новую колею.
В 1932 году трамвай добрался и до нового тогда еще только построенного Горьковского автозавода.
В 1941 году практически все мужчины из работников трамвайной линии были призваны на фронт, их место заняли женщины - бывшие кондукторы, маляры и уборщицы. Продолжительность рабочего дня выросла до 12 часов. Возник резкий дефицит электроэнергии, а поскольку на то время вагоны еще и не отапливались, работать на трамвае стало практически невозможно. Кроме того, большая часть трамвайных линий подвергались постоянным бомбардировкам рейховской авиации, после чего трамвайщикам приходилось прилагать немалые усилия для восстановления движения.
Новый период восстановления трамвая начался только через несколько лет после окончания войны - 1948 году, когда Горьковский вагоноремонтный завод снова встал на мирные рельсы. Проводились субботники по восстановлению путевого хозяйства, закупался новый подвижной состав в виде вагонов КТМ-1 (ни один из которых до нашего времени не сохранился).
А в 1947 году в Горьком появился троллейбус, который, вместе с трамваем образовал Трамвайно-Троллейбусное Управление и остается неразрывным с ним по сей день. В том же, 1947 году, в город поставили новые вагоны МТВ-82 (см. ниже).
Второе городское кольцо проложили в 1956, трамвай опоясал Сормово - рабочий район кораблестроителей.
В начале 1977 года был разработан проект строительства скоростного трамвая, но уйти под землю ему так и не дали в связи с началом строительства метрополитена, который продублировал уже имеющуюся трамвайную линию на проспекте Ленина (впоследствии демонтированную в начале 21-го века).
Хаос 90-х сильно затронул жизнь нижегородского электротранспорта, но в 2011 году был принят план по развитию нижегородского трамвай, в котором говорилось, что протяженность линий к 2020 году должна быть увеличена аж на 35 процентов, а это немало, если по состоянию на 2015 год длина линии суммарно составляет 77 километров, что для Нижнего довольно прилично.
Итак, минутку истории считаю законченной, перехожу к самой мякотке - подвижному составу.
1. Двухосные моторные вагоны "Элрикон", построенные в 1929 году на Сормовском заводе. До 1958 года работали на линии. Списаны 28 ноября 1969 года. В 90-х восстановлены и переданы в музей.
Управление "Элриконом" - сущий минимализм.
Вагоны на то время были открытыми и неотапливаемыми.
2. Вагон серии X, выпускавшийся с 1928 по 1941 год на Мытищинском Машзаводе и Усть-Катавском вагонзаводе. В Горький поставлено 99 вагонов этой модели. Эксплуатировались до 1967 года. В музее с 1995 года.
Рабочее место водителя.
3. Этот МТВ-82 - настоящий долгожитель нашего города. Служил верой и правдой в период с 1955 до 2011 года, после чего отправился на покой.
Один из его собратьев - РМ-6, который тоже в свое время работал с пассажирами, а после стал самоходной крановой платформой.
4. "Аквариум". Он же ЛМ-57, выпускавшийся Ленинградским вагонзаводом в 1957-69гг. В период с 1961 по 1968 год в Горький поставлено 72 вагона, работавших до 1983 года.
5. А это РВЗ-6, выпускавшийся в период 1961-1988 годы Рижским ваногзаводом (RVR). В Горьком насчитывалось 524 вагона разных модификаций. Данная модель поистине стала "иконой" нижегородских трамвайщиков, получив звучное латинское прозвище "Rex". Их использовали, чинили и снова отправляли на линию до тех пор, пока это было возможно, вплоть до надлома в раме или конечного выхода из строя пневматики. Ничто не вечно, так что последние трамваи серии РВЗ-6 были отстранены от работы с пассажирами в 2005 году, но некоторые из них продолжили свою службу в качестве спецтехники во всех депо города. А в мае 2015 года один из них, бывший сетеизмеритель, после многих лет простоя, вновь вернулся на линию для работы с пассажирами не в качестве музейного экспоната.
6. Вагон РВЗ-7 с теристорно-импульсной системой управления, выпускавшийся опытными партиями с 1974 по 1978 год. Всего в городе насчитывалось 14 таких вагонов, которые работали до 1982 года. Данный вагон гнил более 25 лет в "мертвяке" депо №2, после чего неимоверными усилиями был восстановлен, но так и не стал ходовым по-техническим причинам.
7. ЛМ-49, Ленинградского вагонзавода (1949-1960). В город поставлено 63 вагона, использовавшихся до 1980 года. В музее находится с 1996 года.
Помимо всех этих трамваев, в Нижнем Новгороде по сей день эксплуатируются вагоны других моделей - КТМ, Tatra, ЛМ и др. В виду особо отношения к данному виду транспорта в городе, они еще долго не покинут строй и будут радовать нижегородцев яркими переливами звонка и блеском краски.
Многие Tatra T3 уже канули в небытие, но по-прежнему трамваи этой модели можно увидеть на нижегородских улицах - как и старые, потрепанные, обклеенные рекламой, так и прошедшие КВР в Москве, блестящие, со свежей краской на бортах.
"Молодая гвардия"...
...и "ветераны"
Ну и, конечно же, братья-троллейбусы ЗиУ-5 и МТБ
Спасибо за внимание!)
maestro
написал 20 мая 2015 в 14:15
Люблю пости нижегородские! Какой пост ни открой - внутри с вероятностью 80% окажется самка человека, которая ещё в 2/5 случаев может оказаться вполне симпатичной...
+3
Ссылка
| 12 отв.
Горыныч Gorinich
написал 20 мая 2015 в 14:23
maestro
написал 20 мая 2015 в 14:25
maestro
написал 20 мая 2015 в 14:26
Горыныч Gorinich
написал 20 мая 2015 в 14:30
maestro
написал 20 мая 2015 в 14:33
maestro
написал 20 мая 2015 в 14:38
Горыныч Gorinich
написал 20 мая 2015 в 14:44
точка невозврата mutab0r
написал 20 мая 2015 в 16:01
Stimboy
написал 20 мая 2015 в 18:33
maestro
написал 20 мая 2015 в 18:41
Dino Lippi DinoLippi
написал 20 мая 2015 в 20:58
Классно! Многого раньше не было, всяких непассажирских вагонов, например.
0
Ссылка
Йог Сотот YogSothoth
написал 20 мая 2015 в 22:29
Как же я обожаю электротранспорт. Жаль в моем городе осталось всего на всего пару троллейбусов и всё. А тут. Какие трамваи, какая красота чёрт побери. Тут и позавидовать не грех.
+12
Ссылка
| 1 отв.
Горыныч Gorinich
написал 22 мая 2015 в 10:55
YogSothoth: У нас в регионе, в городе Дзержинске с трамваем похожая ситуация сложилась в 90-00-е. Линия, протяженностью более 20 км сейчас едва ли насчитыват 8,5 км. сейчас. Администрация города усиленно душит электротранспорт города. В ближайшее время опубликую длиннопост об этом безобразии
Только жители сайта могут оставлять комментарии.