Регистрация Забыли пароль?
Объекты Жители Библиотека Блоги
БлогиТуризм
deletant
написал 20 декабря 2021 в 07:28 [ Назад ]

Последний БУРАН изделие 2.01 "БАЙКАЛ", сошедший со стапелей Тушинского Машиностроительного завода.

Все Бураны делали на Тушинском Машиностроительном заводе. «Буран» — советский орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы «Энергия — Буран». Общеизвестно, что свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту; больше его не запускали, но несмотря на это его разработки не были прекращены. На основании первого полёта в конструкцию МТКС и самого ракетоплана было внесено множество конструктивных усовершенствований.


Image



Сегодня я хочу познакомить вас с последним Бураном, сошедшим со стапелей ТМЗ. Это изделие принято называть 2.01. Многие считают, что все ракетопланы, изготовленные для системы МТКС называются Буран. Но это не так, Буран это имя собственно самого первого корабля. Изделию 2.01 присвоили имя "БАЙКАЛ" и серийный номер 11Ф35 К3, но их не успели нанести на борту. Знатоки могут меня упрекнуть в том, что Байкал был не последним. Да это так, было ещё два. Изделие 2.02, Буран 2.02 (серийный номер 11Ф35 К4) — четвёртый лётный экземпляр орбитального корабля. Для него был сделан только модуль кабины. На степени готовности изделия в 10—20 % был частично разобран не выходя из цехов завода, часть обшивки была продана на интернет-аукционе, остальное утилизировали. Изделие 2.03, Буран 2.03 (серийный номер 11Ф35 К5) — пятый лётный экземпляр орбитального корабля был уничтожен в цехах к 1995 году. Так что изделие 2.01 под серийным номером 11Ф35 К3 БАЙКАЛ можно на полном основании считать последним сошедшим со стапелей ТМЗ.


Image


Со школьной скамьи я следил за всеми этапами строительства на сколько это было позволено. А уж на сколько меня переполняла гордость за достижения нашей страны во время первого полёта. Тогда я учился на втором курсе института и даже не мог себе представить, что по причине недостаточного финансирования программу МТКС прикроют навсегда в 1993 году. Полёт изделия 2.01 был намечен на 1994 год. Корабль должен был стать первым пилотируемым в программе «Буран». Продолжительность полёта третьего лётного экземпляра должна была составить 24 часа. Этот полёт считался испытательным, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов, командира Игоря Волкова и бортинженера Александра Иванченкова. Скандалы вокруг Бурана с течением лет то умолкали, то разгорались с новой силой, в прочем как и мой интерес к этой программе. И вот однажды в конце лета 2019 года в объектив моего фотоаппарата попадает знакомый до боли силуэт. А на переднем исполин конструктора Мясищева, который совершил более сотни полётов из Жуковского на Байконур по транспортировке деталей компонентов в рамках программы МТКС «Энергия — Буран».


Image


По воле судьбы и при участии одного очень неравнодушного к этой программе человека мне повело побывать внутри орбитального корабля. Я об этом даже не мог мечтать. Очень жаль, что не получилось сфотографировать его снаружи по ряду причин. До 2004 года он находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, в октябре 2004 года перевезён на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. 22-23 июня 2011 года перевезён речным транспортом на аэродром в Жуковский, для реставрации и последующего показа на авиасалоне МАКС. Головной модифицированный орбитальный корабль 11Ф35 второй серии (третий летный) - изделие 2.01 принадлежит второй серии кораблей. Он создавались по правительственному постановлению, согласно которому промышленности заказывалось создание еще трех дополнительных ( уже заказанным двум кораблям первой серии 1.01 "Буран" и 1.02), существенно доработанных и улучшенных кораблей, которые составили вторую серию 2.01, 2.02 и 2.03 ("корабли доп.заказа"). Вторая серия создавалась с учетом опыта проектирования и отработки первой серии, и в ряде случаев - с учетом результатов космического полета "Бурана". В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового носового блока объединенной двигательной установки, существенно изменена теплозащита (по типам элементов и раскрою), изменена конструкция и кинематика всех стоек шасси, добавлена выдвигаемые интерцепторы на элевонах, уменьшен объем отсека тормозных парашютов при увеличении площади балансировочного щитка, изменен интерьер грузового отсека и т.д. Более подробно с ними можно ознакомиться на сайте энциклопедии крылатого космоса БУРАН.РУ.
А теперь я хочу поделиться с тем, что мне довелось увидеть своими глазами. Благодаря наличию авиационной стремянки, установленной в хвостовой части первым делом попадаем в отсек полезного груза (ОПГ).


Image


Средняя часть фюзеляжа длиной 18 500 мм, шириной 6000 мм и высотой 5500 мм обеспечивает размещение полезного груза, элементов бортовых систем и их монтаж. Подняв голову выше мы увидим створки ОПГ длиной 18500 мм и шириной (по дуге) около 8000 мм, которые являются верхней частью фюзеляжа, защищают внутренний объем со всем его содержимым от воздействия внешней среды. Они выполнены из двух (по правому и левому бортам) частей, состоящих из четырех секций.


Image


В закрытом положении створка и ее части фиксируются по продольному стыку 17, а по торцам - 8 замками.


Image


Image


Image


Image



Особенностью силовой схемы средней части фюзеляжа (СЧФ) является разомкнутый контур, подкрепляемый через замковую систему створками ОПГ. Оболочка СЧФ выполнена из боковых и нижних панелей, разделенных на четыре части по длине и соединенных по стыкам болтами.


Image


Панели СЧФ собираются из химически фрезерованных листовых обшивок и стрингеров открытого профиля. Такие технологии обкатывались на первых военных сверхзвуковых самолетах, в том числе на [URL='https://zen.yandex.ru/media/deletant/fiuzeliaj-prototipa-nulevki-samoleta-tu144-5eedbf16ea1f4f4969192d5d?&']пассажирском ТУ-144[/URL].


Image


Image


По правому и левому бортам на кронштейнах проложены электрожгуты СЭП, СУ и СБИ, а также трубопроводы транскорабельных магистралей подачи компонентов топлива к двигателям БДУ-Н.


Image


Image


Image


Наиболее ответственные агрегаты на стадии монтажа заменялись полноразмерными макетами.


Image


Даже при условии, что абсолютно всё имело огромный запас прочности, но на приборы всё-таки не стоило наступать, даже не смотря на силовой каркас.


Image


Водородные двигатели требовали соблюдения повышенных требований безопасности. Для этого были смонтированы баллоны системы пожаровзрывопредупреждения (СПВП).


Image


Image




В нишах расположено множество приборов назначение которых могут прояснить только специалисты, которые принимали непосредственное участие в разработке систем жизнеобеспечения корабля в безвоздушном пространстве. Я точно знаю, что среди моих читателей, есть люди, которые принимали участие в разработке некоторых модулей. Может когда-нибудь они выдут из тени и ставят свои комментарии.


Image


Image


Image


Image


Основной отличительной особенностью кораблей второй серии является наличие люков экстренного катапультирования из командного отсека, расположенные прямо над головой.


Image


Под командным отсеком кабины расположено множество стеллажей приборных отсеков.


Image


Сразу за кабиной по левому борту имеется входной люк.


Image


Интересно для каких целей служит красная кнопка.


Image


На множестве приборных панелей не были смонтированы контрольные приборы.


Image


Конечно же очень жаль, что не получилось отправить в пилотируемый полёт вторую серию кораблей. Только лишь на транспортировку на территорию аэродрома потребовалось более 20.000 $.


Image


В сети просочилась информация, что БУРАН изделие 2.01 "БАЙКАЛ" был продан музею техники Вадима Задорожного. Его уже перевезли в Медынь. Там его смогут осмотреть все желающие в отличии от закрытой площадки ЛИИ им. Громова.
PS при написании статьи использовались материалы энциклопедии крылатого космоса БУРАН.РУ
Закрыт
abv
abv написал 20 декабря 2021 в 10:12
ууу, какая тема! многие кависы помнят его ещё маленьким, на химкинском водохране :)

а причины отсутствия фоток наружних-то каковы всё же? авиационная безопасность типа?
+7
Ссылка | 5 отв.
deletant
deletant написал 20 декабря 2021 в 11:50
abv: снаружи не разрешила охрана от слова совсем, по нему было видно, что старый фэсбэшник, зато повезло увидеть, хоть и издалека.
Это третий лётный экземпляр (заводской 2-01) из испытательной серии в 4 машины (1 на статиспытаниях разрушили, второй - первый лётный (прототип - был в ЛИИ но в 2014 утилизирован), второй лётный (на КАПО хранится перегнан туда своим ходом в 2008 году. На нем был полный набор оборудования как на серийном) и третий лётный (эталон который выполнял полный цикл госиспытаний (не путать с заводскими :) и 4ый который после отстоя больше 10 лет на КАПО несколько лет назад доведён до М1. 2-01 стоит в отстойнике комплекса ОКБ Туполева
Image
0
Ссылка |  ↑ | 4 отв.
abv
abv написал 20 декабря 2021 в 12:37
deletant: про охрану так и думал.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
deletant
deletant написал 20 декабря 2021 в 13:01
abv: не смотря на то, что у меня был пропуск и официальный сопровождающий
fukurukudzu
Господин ПЖ fukurukudzu написал 20 декабря 2021 в 15:06
deletant: deletant:
>снаружи не разрешила охрана
Ха, лошара :)
Image Image Image

А буран оттуда утащили уже.
0
Ссылка |  ↑ | 1 отв.
deletant
deletant написал 22 декабря 2021 в 13:22
fukurukudzu: да БУРАН вывезли по частям под покровом ночи, вы невнимательно читали
saiLor777
Шломо Шмуль saiLor777 написало 20 декабря 2021 в 18:29
Ну и хорошо, что он в музей к Задорожному попал. А то мне совсем не понятьна эта МАКСовская некрофилия, когда какие то непонятные люди хвастаются результатами труда совершенно других людей из другого государства.
Это, как напялить на себя награды деда и на парад 9 Мая пойти.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.