Пермь-76 ☢ КП 52-й РД РВСН
Мяу. Вторая часть о бывшем месте дислокации штаба 52-й ракетной Тарнопольско-Берлинской орденов Богдана Хмельницкого и Красной звезды дивизии 31-й ракетной армии РВСН, в которой базировались знаменитые Боевые Железнодорожные Ракетные Комплексы "Молодец".
Теперь здесь единственный в России музей РВСН в бункере КП дивизии, его собсна и буду показывать.
Так сооружение выглядит схематично. Красным подписаны помещения, перепрофилированные под тематические экспозиции.
В прошлый раз я показал достопримечательности ЗАТО и наземную экспозицию и теперь снова оказываюсь у ворот на территорию. Красивые они, нравятся мне.
Подход прикрывала башенная пулемётная установка.
С бронеколпаком сборного модульного огневого сооружения МОС-2.
Под ним кстати вход под землю.
Караульное помещение, в котором расположен главный вход в КП.
Его венчает такая башенка ещё одной огневой точки.
Мне же на мачту антенны разрешили залезть.
Поэтому вот вам вид на холм, в котором скрывается двухэтажный командный пункт, выполненный из быстровозводимых арочных железобетонных конструкций.
И вид на караульное сооружение.
Го.
Раньше здесь обитал личный состав охранения сооружения и периметра. Будучи гостем этого музея, организованного бывшими служащими дивизии из Центра Ветеранов РВСН Пермского края, меня тут напоили чаем.
Есть здесь и баня.
И даже бассейн. Помыть бы его конечно, но походу я просто попал не в то время т.к. им явно пользуются.
Табличка над главным входом из холла в КП.
Лесенка вниз.
Топ-топ-топ.
Кросивое.
Потерна есесена приводит к ряду тамбур-шлюзов с гермодверями. Там не видно, но за гермой прямо есть ещё герма, которая ведёт в потерну к прикрывавшим подход БПУ и МОС.
Налево само-собой тамбур, где первыми установлены две защитно-герметических двери.
А последней герметическая.
Клапаны избыточного давления, которые автоматически закрывались бы в случае взрыва снаружи.
Баянный вид, но красивый. Нраица.
Далее главный коридор первого нижнего этажа с помещениями по бокам.
Здесь собрано оборудование бывших боевых постов. Это различная связь.
Пульты команды дежурной смены.
Многое из этого оборудования изначально и стояло в этом объекте.
Кресла здесь кстати специфические с ремнями безопасности.
В памятной книге музея есть фотографии, снятые много лет назад, когда этот объект только восстанавливался после заброшенности и набегов мародёров.
Снова главный коридор и одна из двух лестниц на верхний этаж, но туда пойдём позже.
А пока заглянем в другие помещения первого этажа.
Вообще экспозиций здесь гора и маленькая тележка, а эти несколько фоток надо было бы отнести к ещё 100500 фоток тематических экспозиций, что будут в следующей части.
Но именно эти я решил вставить в этот пост, потому что.
Потому.
Вторая лестница на верхний этаж.
И гермодверь за ней.
Которая приводит в помещение дизель-генераторной электростанции.
Дизель здесь стоит не родной, а раньше тут было два более мощных военных дизеля.
А ещё у мну почти все фотки тут смазались, поэтому только такие вот ракурсы остались.
Далее за ещё одной гермодверью находится потерна к аварийному выходу с рядом технических помещений, куда не пускают на экскурсиях, а мне разрешили (птмчт красивый) и я пошёл уже спустя часа полтора с телефоном, птмчт к тому времени уже запаковал фотик в рюкзак.
Правда в тех помещениях находятся лишь всякие бойлеры.
Запасы дров.
Печи.
Ещё пара гермодверей.
Расширительные камеры.
Бак аварийного запаса топлива.
И просто всякий хлам.
Половину я даже не фотал крч.
Оканчивается потерна гермодверями тамбур-шлюза аварийного выхода. Сам тамбур не сфотал т.к. закрыто намертво.
Так что пошли назад к лестнице.
Наверх.
Ещё несколько фотографий как здесь всё выглядело до того, как в КП организовали музей.
Практически всё было разбито и распилено.
А теперь красота.
Пошли в святая-святых и самое главное место этого объекта.
Это зал оперативного планирования КП, где располагался командный состав дивизии.
Так он кстати выглядел при жизни.
А так после заброшенности.
Ветераны РВСН конечно красавчики, что смогли всё это собрать.
Конечно это произошло не без помощи коллег по службе с других частей.
Основные боевые посты реально выглядят достойно.
На стенах все регалии дивизии.
И копия боевого знамени.
Различные схемы рассредоточения и связи полков БЖРК дивизии.
И более ранних полков шахтных пусковых установок УР-100К.
А теперь перейду к экспозиции из нескольких помещений вагона Командного Пункта БЖРК, организованной в бывших рабочих помещениях КП.
О истории самой дивизии и её ракетных полков я повторяться не буду, а лишь напомню, что в её составе с апреля 1989 г. по апрель 1991 г. было развёрнуто четыре ракетных полка боевых железнодорожных комплексов "Молодец" (161-й, 174-й, 223-й и 721-й ракетные полки), на вооружении каждого из которых было по три пусковых установки с межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23УТТХ.
Но по договору СНВ-1 от 1991 г., подписанному между СССР и США, БЖРК стали нести боевое дежурство не покидая своих мест базирования и им было запрещено выходить на боевые маршруты по железным дорогам общего пользования, что по сути поставило крест на дальнейшей эксплуатации данных ракетных поездов.
В 2000 г. 52-я ракетная дивизия была признана лучшей среди дивизий БЖРК и награждена переходящим вымпелом Главного Командования РВСН.
Тем не менее по договорам ОСВ в 2002 г. все полки дивизии были сняты с боевого дежурства, а дивизия расформирована.
В музее кстати есть довольно подробный макет состава БЖРК, который маскировался под рефрижераторный поезд.
Можете на дивизион такого поезда в питере посмотреть.
И на пол дивизиона в Тольятти. Который теперь заварен вкруг из за некоторых мудней, которые его разгрызли на квадратики.
И куча прижизненных фоток на стенах, которые вы все уже наверняка видели в нормальном разрешении в интернете.
Есть здесь и модель поменьше, сделанная детьми.
Но прежде чем перейдём к осмотру помещений командного вагона, покажу ещё помещение с экспозицией, посвящённой локомотиву.
Для железнодорожных составов БЖРК существовала своя специальная модификация тепловоза М62 с заводским индексом индекс ДМ62, которые производились с 1982 г. на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе в Луганске и до 1994 г. таких локомотивов было построено 154.
Зачем нужно было столько локомотивов, если на вооружении РВСН было всего 12 БЖРК? Всё просто. Срок эксплуатации этих локомотивов в ракетных войсках составлял всего 3 года, а в каждом составе их было от двух до четырёх штук, что позволяло перемещаться поезду на 1500 км за сутки и при необходимости разделяться на три независимых дивизиона, разъезжаясь по разным частям на участке следования.
Специальные тепловозы отличались от обычных М62 как внешне - квадратными блочными буферными фонарями, регулируемым путеочистителем и бесчелюстными тележками, так и своими системами, так и системой многих единиц, позволявшей размещать локомотивы в разных частях состава и управлять ими с одной головной кабины.
Кроме того, в каждом таком локомотиве была установлена система фильтро-вентиляции от радиоактивной пыли и других отравляющих веществ, к которой подключались противогазы, а также были усилены все системы тепловоза.
После того, как локомотив вырабатывал свой ресурс в ракетных войсках, он передавался на железные дороги общего пользования Министерства Путей Сообщения, где после замены тормозной системы и дизель-генераторов использовались в пассажирских перевозках.
Эти пульты относятся к оборудованию станции БЖРК и здесь не стояли, но смотрятся неплохо.
Тамбур был оснащён светомаскировочными шторками.
Внутри смонтированы оригинальные щиты и системы тепловоза.
К слову, к управлению локомотивом допускался только офицерский состав и прапорщики, получившие права для управления тепловозом, которые периодически направлялись для отработки действий на работу в гражданских поездах, следовавших по тем же маршрутам, по которым следовал ракетный поезд.
Ну а теперь перейдём к экспозиции помещений командного вагона.
Под размещение которых переоборудовали несколько помещений КП на втором этаже.
Есть здесь и купе для отдыха личного состава, ничем не отличающееся от обычного.
На стене в проходе висит вымпел, когда-то врученный лучшему командному пункту БЖРК дивизии.
А дальше пара помещений главных боевых постов.
Пост ДСС-3 дежурной смены связи с различной аппаратурой.
А ещё здесь есть видак с телеком.
А это пост ДТС-14 дежурной технической смены.
Кресла у боевых постов.
Каждое из них оснащалось такими ремнями безопасности.
Теперь перейдём к осмотру святая-святых командного вагона.
Где находилась та самая "красная кнопка", которых на самом деле две, и красная только одна, и вообще они не кнопки.
Так выглядят самые главные щиты управления пуском межконтинентальной баллистической ракеты.
Пультов два, чтобы один человек не смог запустить ракету самостоятельно.
Причём запсук осуществлялся одновременным поворотом специальных стартовых ключей, которые включали схему запуска.
А так выглядят эти ключи. Красный пенал командирский, а голубой оператора. От получения команды из ЦКП РВСН до пуска ракеты каждому полку отводилось три минуты.
Кстати, заметил между помещений такое окошко со шторкой.
Эту самую шторку можно увидеть и на прижизненных фотографиях командного пункта 174-го ракетного полка этой дивизии.
А ещё здесь есть помещение с комнатой отдыха, где личный состав мог попить чайку и посмотреть телек.
Ключики от поезда.
Спуск вниз по первой лестнице к выходу.
Уот такой уот бункир.
А кучу экспозиций из остальных помещений я покажу в третьей части для истиных ценителей роцкетного счастья, которым это будет интересно, а не вам.
Шкряб-шкряб.
Теперь здесь единственный в России музей РВСН в бункере КП дивизии, его собсна и буду показывать.
Так сооружение выглядит схематично. Красным подписаны помещения, перепрофилированные под тематические экспозиции.
В прошлый раз я показал достопримечательности ЗАТО и наземную экспозицию и теперь снова оказываюсь у ворот на территорию. Красивые они, нравятся мне.
Подход прикрывала башенная пулемётная установка.
С бронеколпаком сборного модульного огневого сооружения МОС-2.
Под ним кстати вход под землю.
Караульное помещение, в котором расположен главный вход в КП.
Его венчает такая башенка ещё одной огневой точки.
Мне же на мачту антенны разрешили залезть.
Поэтому вот вам вид на холм, в котором скрывается двухэтажный командный пункт, выполненный из быстровозводимых арочных железобетонных конструкций.
И вид на караульное сооружение.
Го.
Раньше здесь обитал личный состав охранения сооружения и периметра. Будучи гостем этого музея, организованного бывшими служащими дивизии из Центра Ветеранов РВСН Пермского края, меня тут напоили чаем.
Есть здесь и баня.
И даже бассейн. Помыть бы его конечно, но походу я просто попал не в то время т.к. им явно пользуются.
Табличка над главным входом из холла в КП.
Лесенка вниз.
Топ-топ-топ.
Кросивое.
Потерна есесена приводит к ряду тамбур-шлюзов с гермодверями. Там не видно, но за гермой прямо есть ещё герма, которая ведёт в потерну к прикрывавшим подход БПУ и МОС.
Налево само-собой тамбур, где первыми установлены две защитно-герметических двери.
А последней герметическая.
Клапаны избыточного давления, которые автоматически закрывались бы в случае взрыва снаружи.
Баянный вид, но красивый. Нраица.
Далее главный коридор первого нижнего этажа с помещениями по бокам.
Здесь собрано оборудование бывших боевых постов. Это различная связь.
Пульты команды дежурной смены.
Многое из этого оборудования изначально и стояло в этом объекте.
Кресла здесь кстати специфические с ремнями безопасности.
В памятной книге музея есть фотографии, снятые много лет назад, когда этот объект только восстанавливался после заброшенности и набегов мародёров.
Снова главный коридор и одна из двух лестниц на верхний этаж, но туда пойдём позже.
А пока заглянем в другие помещения первого этажа.
Вообще экспозиций здесь гора и маленькая тележка, а эти несколько фоток надо было бы отнести к ещё 100500 фоток тематических экспозиций, что будут в следующей части.
Но именно эти я решил вставить в этот пост, потому что.
Потому.
Вторая лестница на верхний этаж.
И гермодверь за ней.
Которая приводит в помещение дизель-генераторной электростанции.
Дизель здесь стоит не родной, а раньше тут было два более мощных военных дизеля.
А ещё у мну почти все фотки тут смазались, поэтому только такие вот ракурсы остались.
Далее за ещё одной гермодверью находится потерна к аварийному выходу с рядом технических помещений, куда не пускают на экскурсиях, а мне разрешили (птмчт красивый) и я пошёл уже спустя часа полтора с телефоном, птмчт к тому времени уже запаковал фотик в рюкзак.
Правда в тех помещениях находятся лишь всякие бойлеры.
Запасы дров.
Печи.
Ещё пара гермодверей.
Расширительные камеры.
Бак аварийного запаса топлива.
И просто всякий хлам.
Половину я даже не фотал крч.
Оканчивается потерна гермодверями тамбур-шлюза аварийного выхода. Сам тамбур не сфотал т.к. закрыто намертво.
Так что пошли назад к лестнице.
Наверх.
Ещё несколько фотографий как здесь всё выглядело до того, как в КП организовали музей.
Практически всё было разбито и распилено.
А теперь красота.
Пошли в святая-святых и самое главное место этого объекта.
Это зал оперативного планирования КП, где располагался командный состав дивизии.
Так он кстати выглядел при жизни.
А так после заброшенности.
Ветераны РВСН конечно красавчики, что смогли всё это собрать.
Конечно это произошло не без помощи коллег по службе с других частей.
Основные боевые посты реально выглядят достойно.
На стенах все регалии дивизии.
И копия боевого знамени.
Различные схемы рассредоточения и связи полков БЖРК дивизии.
И более ранних полков шахтных пусковых установок УР-100К.
А теперь перейду к экспозиции из нескольких помещений вагона Командного Пункта БЖРК, организованной в бывших рабочих помещениях КП.
О истории самой дивизии и её ракетных полков я повторяться не буду, а лишь напомню, что в её составе с апреля 1989 г. по апрель 1991 г. было развёрнуто четыре ракетных полка боевых железнодорожных комплексов "Молодец" (161-й, 174-й, 223-й и 721-й ракетные полки), на вооружении каждого из которых было по три пусковых установки с межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23УТТХ.
Но по договору СНВ-1 от 1991 г., подписанному между СССР и США, БЖРК стали нести боевое дежурство не покидая своих мест базирования и им было запрещено выходить на боевые маршруты по железным дорогам общего пользования, что по сути поставило крест на дальнейшей эксплуатации данных ракетных поездов.
В 2000 г. 52-я ракетная дивизия была признана лучшей среди дивизий БЖРК и награждена переходящим вымпелом Главного Командования РВСН.
Тем не менее по договорам ОСВ в 2002 г. все полки дивизии были сняты с боевого дежурства, а дивизия расформирована.
В музее кстати есть довольно подробный макет состава БЖРК, который маскировался под рефрижераторный поезд.
Можете на дивизион такого поезда в питере посмотреть.
И на пол дивизиона в Тольятти. Который теперь заварен вкруг из за некоторых мудней, которые его разгрызли на квадратики.
И куча прижизненных фоток на стенах, которые вы все уже наверняка видели в нормальном разрешении в интернете.
Есть здесь и модель поменьше, сделанная детьми.
Но прежде чем перейдём к осмотру помещений командного вагона, покажу ещё помещение с экспозицией, посвящённой локомотиву.
Для железнодорожных составов БЖРК существовала своя специальная модификация тепловоза М62 с заводским индексом индекс ДМ62, которые производились с 1982 г. на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе в Луганске и до 1994 г. таких локомотивов было построено 154.
Зачем нужно было столько локомотивов, если на вооружении РВСН было всего 12 БЖРК? Всё просто. Срок эксплуатации этих локомотивов в ракетных войсках составлял всего 3 года, а в каждом составе их было от двух до четырёх штук, что позволяло перемещаться поезду на 1500 км за сутки и при необходимости разделяться на три независимых дивизиона, разъезжаясь по разным частям на участке следования.
Специальные тепловозы отличались от обычных М62 как внешне - квадратными блочными буферными фонарями, регулируемым путеочистителем и бесчелюстными тележками, так и своими системами, так и системой многих единиц, позволявшей размещать локомотивы в разных частях состава и управлять ими с одной головной кабины.
Кроме того, в каждом таком локомотиве была установлена система фильтро-вентиляции от радиоактивной пыли и других отравляющих веществ, к которой подключались противогазы, а также были усилены все системы тепловоза.
После того, как локомотив вырабатывал свой ресурс в ракетных войсках, он передавался на железные дороги общего пользования Министерства Путей Сообщения, где после замены тормозной системы и дизель-генераторов использовались в пассажирских перевозках.
Эти пульты относятся к оборудованию станции БЖРК и здесь не стояли, но смотрятся неплохо.
Тамбур был оснащён светомаскировочными шторками.
Внутри смонтированы оригинальные щиты и системы тепловоза.
К слову, к управлению локомотивом допускался только офицерский состав и прапорщики, получившие права для управления тепловозом, которые периодически направлялись для отработки действий на работу в гражданских поездах, следовавших по тем же маршрутам, по которым следовал ракетный поезд.
Ну а теперь перейдём к экспозиции помещений командного вагона.
Под размещение которых переоборудовали несколько помещений КП на втором этаже.
Есть здесь и купе для отдыха личного состава, ничем не отличающееся от обычного.
На стене в проходе висит вымпел, когда-то врученный лучшему командному пункту БЖРК дивизии.
А дальше пара помещений главных боевых постов.
Пост ДСС-3 дежурной смены связи с различной аппаратурой.
А ещё здесь есть видак с телеком.
А это пост ДТС-14 дежурной технической смены.
Кресла у боевых постов.
Каждое из них оснащалось такими ремнями безопасности.
Теперь перейдём к осмотру святая-святых командного вагона.
Где находилась та самая "красная кнопка", которых на самом деле две, и красная только одна, и вообще они не кнопки.
Так выглядят самые главные щиты управления пуском межконтинентальной баллистической ракеты.
Пультов два, чтобы один человек не смог запустить ракету самостоятельно.
Причём запсук осуществлялся одновременным поворотом специальных стартовых ключей, которые включали схему запуска.
А так выглядят эти ключи. Красный пенал командирский, а голубой оператора. От получения команды из ЦКП РВСН до пуска ракеты каждому полку отводилось три минуты.
Кстати, заметил между помещений такое окошко со шторкой.
Эту самую шторку можно увидеть и на прижизненных фотографиях командного пункта 174-го ракетного полка этой дивизии.
А ещё здесь есть помещение с комнатой отдыха, где личный состав мог попить чайку и посмотреть телек.
Ключики от поезда.
Спуск вниз по первой лестнице к выходу.
Уот такой уот бункир.
А кучу экспозиций из остальных помещений я покажу в третьей части для истиных ценителей роцкетного счастья, которым это будет интересно, а не вам.
Шкряб-шкряб.
Только жители сайта могут оставлять комментарии.
Штаб великолепен! Жирный плюс, кот!